пятница, 10 июня 2016 г.

Этнографический музей. Второе прочтение. Часть 1. Русские (продолжаю)

Ну-с, передохнула, выгуляла ребенка, накормила, спать уложила. И эмоции слегка улеглись, а то я утром опять раскочегарилась)))
На выставке русского костюма представлена еще одна мужская праздничная рубаха. Как я слышала у Боровского, ссылку на лекцию которого дала в предыдущем посте, у мужчин было на год две рубахи повседневные, одна праздничная, причем праздничная через год переходила в разряд повседневных. В общем, чудо, что сохранились некоторые до наших дней. Или были уж очень красивые, или их хозяин был забрит в солдаты после свадьбы. Ну о грустном не станем, решим что эта ему просто очень нравилась)
Вот какую красоту ему вышила и подарила невеста. Интересно, а матери сыновьям вышивали рубахи на период жениховства???
Манжеты вышиты швом "роспись" красной и черной ниточкой. Опять же интересно, а черная ниточка тут для красоты или со значением? У женщин, черная нитка появлялась на траурном наряде и от объема черных узоров можно было понять по кому траур, сколько времени носится траур и когда примерно закончится. А у мужчин? Хотя, в пояснении на витрине эта рубаха названа праздничной - будем считать, что черная ниточка добавлена для украшения.
 И подол рубахи, тоже "роспись" и тоже присутствует черная ниточка. А может она не черная, а синяя??.. Эх! Освещение((
 А тут определите, где костюм замужней женщины, а где девичий???
Вот девичий) На нем небольшой головной убор, открывающий волосы)  Замужняя женщина все волосы должны спрятать!
У нашей девушки с Орловской губернии, Дмитровский уезд, с. Морево середина 19 в., очень красивые рукава. Больше всего мне нравится та часть, где белым по белому вышито. Ниже идет косой крест.
И манжеты очччень хороши!!!! Мастерица! Жаль рассмотреть тяжело, и узор и технику.
А замужняя дама из села Столбище того же уезда и занавеска на ней, неземной красоты! Низ отделан бахромой!
 
Вышивка швом "роспись", подозреваю шов "набор" хотя может оказаться бранное ткачество (понять можно только по изнанке, если видны переходы, значит вышивка), и снова "роспись" белым по красному. А вот разноцветные узоры разобрать не могу. Как ни пыталась. Вероятно тоже "роспись". Ну очень колоритно смотрится!
У этой красавицы из Калужской губернии и головной убор хорош и фартук интересный! Рубаху отдельно не фотографировала, мне показалось, что там бранное ткачество.
В книге Калашниковой "Запон-Занавеска-Фартку" (купила это чудо на книжном салоне), выделены три основных типа передников: плечевые, надевавшиеся через голову; с "грудкой" и поясные, повязывавшиеся на талии или на груди с помощью тесемок. Вот по форме, похоже на поясной, а подвязан интересно - там петельки, через которые пропущена веревочка. Никогда такого не видела!
Ну и подробнее. Головной убор. Определенно, принадлежал замужней женщине. Посмотрите - ни один волосок не выскользнет! все закрыто!
А на переднике цветная перевить! В меня впечатление ассизи!  Большая работа!

Напоследок, выходя из зала "Русского костюма" покажу свой любимый, воронежский) Почему любимый? Потому что восторг от вышивки на рубахах! Какой там меленький шов "набор" и как его много! Потрясающее терпение!
 
 У меня есть подруга, которое родом из воронежской области и выступала в юности с фольклорным ансамблем в настоящих, старинных нарядах. У нее такая рубаха была красного цвета. Очень интересно! Жаль фото тогда были черно-белые.
 Тут я не удержалась и сфотографировала сзади - уж больно понева хороша!
Следующий зал посвящен обрядовой жизни русских. Самые главные - свадьба и похороны. Почему то эти экспозиции расположены друг напротив друга...
Наряд молодухи для второго дня свадебного пира. Ну чем не царевна?!
Брачные венцы. Интересные, не удержалась - сфотографировал на память
 И поближе головной убор. Такая форма называется "сборник", "борушка", "борчатка". Недавно любовалась подобным вконтакте, запомнила) Расшит кажется золотным шитьем и саженьем по бели.
Ну и вид на похоронную сторону. Кроме как о простых белых рубахах без украс и строгих сарафанах, ничего сказать то и нельзя
Из вышитого в зале только два полотенца, в пасхальной композиции. Одно вышито росписью. Сюжет то дохристианский. Даже странно его в корзинке с яйцами видеть. Обратите внимание, на симпатичнейшие фестончики! Края их обработаны беечкой. 
 Второе вышито косым крестом. И тоже с красивым оформлением концов, связанным крючком. 


Следующий зал посвящен жилищу. Вот угол избы зажиточного крестьянина. Появилась передвижная мебель. На стенах картинки, а не вышитые полотенца. Хоть и люблю я роспись, но без вышивки грустно


А вот так, полотенчиком, накрывали опару)
Среди посуды оказались вот такие красивущие полотенца!!! Что к чему, непонятно. Про это например просто написано "Полотенце. Европейская Россия".  Пичаль((( Вставка - цветная перевить, изумительной красоты.
А это какое потрясающее! Не знаю, как эта техника называется, близко к строчке по письму
Рубели для разглаживания белья. Какая резьба!!!!
Про этот угол я уже ничего конкретно не скажу, потому что фотоаппарат ушел в первый длительный отдых.... Но, какие там полотенца были!!! И ни одной четкой фотографии... Покажу, что получилось.
Вот такие полотенца я обожаю! Когда несколько техник использовано. Оно сразу и интересное безумно и нарядное
 Строчка-вырезы красным и синим цветом, шов "набор" и еще, незнакомая мне техника.
 Шов "роспись" и счетная гладь
 И снова шов "роспись" и немного счетной глади
И еще покажу полотенца, забываю как этот зал называется, большой, справа от входа



 




И закончу русских, рубашкой. Я в музее эти рукава не разглядела, а дома изучая фотографии обнаружила такую красоту! Уверена, что это вышивка. Наверху просматривается "роспись", а ниже местами видно стежки счетной глади.

Не прощаюсь надолго. Скоро покажу умопомрачительную вышивку тамбуром)


13 комментариев:

  1. С пумпошами это сорока? Забавные такие ))
    Я видела в этой книге фартуки на петельках с продернутым шнуром, но не могла понять, как они носились, на какой высоте подвязывались. Теперь вижу, что довольно высоко.
    Про рубахи мужские - не знаю, кажется, что 2-3 на год очень мало... Это, наверное, минимум, в самой бедной семье столько было. Это ведь фактически "одну носим - вторую стираем". А ведь у мужика сплошная физическая работа, только потей - нужна смена одежды. Читала (у Масловой, что ли), что самых бедных девушек-бесприданниц выдавали замуж всем миром, всей деревней скидывались и покупали/собирали приданое (перина, горшки, белье постельное, сколько-то одежды и т.п.), и вот там как раз был прожиточный минимум. Наверное, и с мужской одеждой так же - минимум, ниже которого уже босяк, голытьба.

    Про то, вышивали ли матери сыновьям-женихам - вот кажется, что нет... На экскурсии в этом музее мне запомнилось, что вышивали в основном только девушки, замужние взрослые женщины уже этим не занимались (если только они не были профессиональными вышивальщицами), у них были другие заботы типа лен мять, полотно ткать, потом белить и красить (наверное, это просто более тяжелая физически работа, требовавшая силы и навыков). А украшать ткань поручалось девицам. Видимо, обережная функция, что-то на фертильность завязанное?
    Резьба офигенная, конечно. С русалками - просто локти от зависти сгрызешь... А какие пряничные доски были?
    Полотенца мне тоже нравятся длинные и составные, со сложным узором. Вот ведь насколько все быстро было забыто - я помню, что у прабабушки полотенце в красном углу так же икону обрамляло, но концы-то совсем простые, примитивные были, обычный крест на вафельном магазинном полотне, в брокаровском духе (цветы какие-то очень простые). А ведь она до революции родилась, должна была еще застать в быту всю эту старинную красоту. Как быстро все выветривается.
    Ань, а ты была на книжном салоне? На каком стенде Калашникову продавали - сам музей, что ли, представлял или какой-то посредник-магазин? Я облизывалась на ваш салон, т.е. там Речь Тигра Павлишина продавала дешево. На Красную площадь его не привезли. И вообще цены у нас были на всё конские и погода ужасная, я попала в страшный ливень, думала, шатры разломает от ветра, ходила потом по ярмарке с мокрыми ногами )) Народу было - не пробиться, а купить особо нечего, никаких скидок.

    ОтветитьУдалить
  2. ВОт представляешь, какая разная отовсюду информация!!! Про мужские рубахи, я несколько этнографов слушала, надо бы у кутенкова поискать, вдруг он не только женской одеждой занимался. Про две-три лишь Боровский говорит, но и остальные говорят, что немного было и такие, чтобы потом выбросить не жалко. К женской сряде отношение было все же другое. А вышивкой для женихавшихся парней я заинтересовалась, когда разглядывала старинные фотографии и только одну вышитую рубаху увидела. Кстати, во всех источниках говорят, что пряли и ткали девочки, а вот кто обрабатывал лен, коноплю и крапиву, доводил до состояния кудели - не сказано. Вероятно все же матери. Хотя... Вот, взять меня, сижу дома - но работы при этом такую кучу делаю, что времени на вышивку часто не остается. А у крестьян еще и скотина, и огород, и детей по одному редко бывало. В общем, читать еще книги и читать. Вконтакте много выкладывают, в том числе старые, дореволюционные исследования. Я скачиваю, а читать не успеваю.
    Калашникову продавал сам Северный паломник. У них небольшой совсем стенд был на улице, я бы так не нашла, спасибо группе Вконтакте, они написали. Издатели были жутко довольные, большой интерес и хорошо раскупались книги. Я четко на них шла и на Шангину, цены кстати были приятные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выложила на яндекс диск книги. Попозже удалю эту запись. https://yadi.sk/d/QGyPur7KsR3w2

      Удалить
    2. Может, не было четкого разделения на возрасты при обработке материала для тканья? Или по разным регионам по-разному было. Вот сейчас смотрела в книге про сарафан (синий, белый, красный), там фото Прокудина-Горского, цветные, начала века - сидит старуха прядет лен, на другом фото - женщина непонятного возраста, но в красной рубахе и темно-зеленом сарафане и с повязкой на голове, приоткрывающей волосы (незамужняя?? на вид не меньше 40 лет) мнет лен. А уж описание процесса выбеливания и окрашивания ниток и холста просто повергает в ужас - я думаю, уж этим точно только матери занимались, там же химикаты всякие, кадки с горячей водой и т.д. Вообще я заметила, что очень много собрано вещественного материала (одежда, предметы быта) - но очень мало информации о применении, об обрядовой функции, о том, как это всё реально использовалось, кем, в каком возрасте и т.д. Много противоречий - видимо, традиции отличались по регионам, что еще больше всё запутывает. Вообще почитаешь этнографические книжки - и полное впечатление, что христианизация у славян так и не наступила :) Настолько весь быт пронизан языческими обычаями и представлениями.

      У Масловой написано, что парень до жениховства вообще ходил в одной рубахе до колен - я не поняла, в одной по количеству или просто без порток :) А новую ему шила-вышивала к свадьбе невеста, но никак не мать. Это чтобы связь между брачующимися укреплялась. Может, и правда мужская одежда была мало разнообразна и ее было меньше? Маслова пишет, что в среднем невеста готовила себе около 10-15 сарафанов, этого должно было хватить на 10 лет. Более богатые шили больше. А венчальных рубах мужских мало сохранилось, видимо, потому, что в них хоронили.
      Я еще такую интересную вещь прочла, что в XIX веке в некоторых регионах старинная свадебная одежда, включая головные уборы, стала уже редкостью. Поэтому часто невесты и женихи со всей деревни пользовались одним-единственным костюмом, передававшимся общиной или родственниками "в прокат" - потом его возвращали. А если в семье были свои костюмы и уборы от предков, то старшая дочь не получала их в свою собственность - они переходили к ее сестрам и оставались в собственности у самой младшей сестры-невесты. Т.е. еще и этим может объясняться редкость таких костюмов (не в каждой семье они вообще имелись в сундуке даже к началу ХХ века, их брали напрокат).

      Насчет того, как они всё успевали... Я так поняла, что все работы были четко расписаны по календарному циклу. Лето отводилось на полевые работы, а выделка тканей выпадала на период простоя в хозяйстве, осень/зиму/раннюю весну. Шерстью зимой занимались. За вышивку брались ранней весной (видимо, когда света становилось больше?). А лен практически весь год обрабатывали - цикл от уборки льна в поле до беления готовых холстов занимал целый год. Ткать льняной холст начинали после Масленицы, с увеличением светового дня - цитирую из книги про сарафан. В общем, всё ужасно трудоемко. Но, конечно, мы забываем, что жили тогда большими семьями, так что мать не одна по хозяйству крутилась - были и дед с бабкой присматривать за внуками, и золовки до замужества, и дочери помогали... Может, мы в одиночку даже больше зашиваемся? ))
      Шангину я себе тоже купила из любопытства (она сотрудница РЭМа), но еще не читала. Надеюсь, что там много картинок с пояснениями, как и что делали.

      Удалить
    3. Ой, девчонки, как вас читать интересно!!!! Забегу вечером еще!
      Про парня без порток насмешили)))

      Удалить
    4. Я тоже слышала, что парни просто в рубахах бегали, а чего зря порты изнашивать. Боровский рассказывает, что есть фото старинное, в Петербурге парни играют в лапту в одних рубахах до колен

      Удалить
  3. Спасибо) с огромным интересом прочитала и посмотрела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Кира)) надеюсь я не очень занудничаю)

      Удалить
  4. Раздолье! Вот туда бы спецэкскурсии водить! Ну почему не додумаются! Сидят скучающие бабушки на стульях и пустое пространство вокруг экспонатов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой да, Саша! В РЭМе, на мой взгляд, масса недоработок. Я когда в жд техникуме училась, нам перед дипломом рассказывали реальную историю. Идет защита, председатель комиссии берет диплом выступающего молодого человека и открывает раздел Охрана труда, а там написано "Пустыня, рельсы, шпалы. Идет верблюд. Все равно никто читать не будет". Вот и в музее, такое чувство, что им абсолютно все равно, есть посетители, нет, читают они надписи, хотят они что то узнать... Понаставили панели по углам, лучше бы на сайт ту информацию выложили - в музее надо экспонаты смотреть, а не терять время на просмотр телепередач.
      Попробую в следующий раз аудиогид взять.

      Удалить
    2. Точно! Кстати,ты скачай аудиогид на телефон. Есть такая программа izi, кажется называется. Там все аудиогиды в свободном доступе. Я так накачала перед выездом.

      Удалить
  5. Очень много нового узнала и из текста, и из комментариев! Жаль в школах на уроках труда (или как сейчас, технологии?) не дают даже азов, хотя бы теоретических знаний, о народной вышивке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, что тебе понравилась! Завлекаю)) На самом деле, когда стала копаться и присматриваться к нашему, русскому творчеству - крыша поехала, до чего же оно богато, гармонично! В школах не учат и это печально! Даже когда я училась, на уроках труда только крестик показывали. А он все же в русскую вышивку только в середине 19 века пришел. Сейчас, говорят, в школах и этого нет. Но есть подростковые клубы, можно при желании найти у кого деткам поучится.

      Удалить