Страницы

пятница, 10 июня 2016 г.

Этнографический музей. Второе прочтение. Часть 1. Русские

На самом деле я в РЭМе была третий раз, но тот, самый первый, отложился в памяти только выставкой кружева. Второй раз был прошлой осенью и описан в блоге. А потом был курс традиционной вышивки, достаточно большой массив информации о костюмах, традициях и т.д.  И стало ясно, что прошлого, не сознательного похода в РЭМ, недостаточно.
Провела в музее всего три часа,  приехала поздно, а за 20 минут до закрытия, бабушки - смотрители стали прозрачно намекать, что музей по вторникам работает до 21 часа. Эх! да тут месяцами жить бы... Ой, не ту профессию я выбрала.
Сначала о минусах. Самый главный - у меня очень быстро помер фотоаппарат. Взяла у мамы, они сказали что заряженный, но ... В общем, сама тоже сплоховала, надо было брать еще и камеру. Часть фотографий сделано на телефон, они не очень хорошего качества, но я все же считаю нужным ими поделиться и буду давать пояснения.
В РЭМе ужасное освещение! Это просто жуть какое оно! А там где более менее хорошее - бликующие витрины. Обрабатывала фотографии фильтрами, может где то в итоге будут перевраны цвета, но важнее разглядеть вещь, узор, масштаб!
Подписи куцые! Не сделала фото и теперь жалею. На выставке "сто одежек, сто застежек" есть витрина с очень интересными пуговицами. Там наверно их штук 80, разных, красивых. Подпись примерно следующая - пуговицы русские, китай, татары, и еще чего то там. Никакого обособления! догадайтесь сами где чья! интересно, каталог выставки будет? и если будет, то такой же?!
Был еще такой забавный момент. Барановские ситцы) Может я и ошибаюсь, это не одна мануфактура, но уж очень похожие в таком случае. Жаль, не фотографировала специально, потом уже вспомнила - они повсюду.
На девочке Лифляндская губ. Эзельский уезд, ов Рюно, конец 19 в, шведы. Манжеты, косынка и чепчик))
Наряд невесты на второй день, Тульская губ., Новосильский уезд, с.Вышняя Залегошь. серед 19 в. Подшит подол
И костюм замужней женщины Рязанская губерния. Точнее не скажу, на витрине их две, а в надписи конкретных указаний из каких мест - нет. Оборка на фартуке.
Ну и начну я с русских) Буду и вышивку показывать и может что то этнографическое вспоминать
Выставка русского костюма. Здесь сидела толпа детишек и подростков, видимо будущие художники и делали зарисовки, галдели) Пыталась и фотографию сделать, и подробности хотя бы разглядеть и не наступить ни на кого)
Посмотрите, какой широкий рукав! Но всю красоту его не рассмотреть, ибо повернут к стене((( Очень интересно, что значит повязка поверх повойника
На ней вот  такая небольшая вышивка швом "роспись"
 А здесь очень понравилось украшение кокошника бисером. Решила, а вдруг и до головных уборов любопытство и ручки неуемные дойдут)) надо сохранить на память)
 Это богатый наряд! Покупная ткань, золотное шитье, штоф. Потому и вышивки в нем совсем немного, на манжете строчевая и все.
Но какая она меленькая! Хорошенькая! Вот уж не думала, что ее и на манжете сделать можно)
А у этого комплекса, на одной рубахе куча всего интересного обнаружилось)


 Воротничок отложной, не часто видела, обычно делали стоечку или без воротника. Здесь воротничок еще и вышит швом "роспись", а горловина украшена крестом. Кажется... На витрине было не видно, на фото с трудом различается. Узор старинный и похож на шов "набор". Но все таки, мне кажется, что выполнили его все же косым крестом.
 А тут какая красота!!!! Золотное шитье, обрамлено швом "роспись" белыми и черными нитками на красной основе. И чудный узор с птицами и рожаницей красными нитками на белом фоне. Все таки замечательные мастерицы были!
 А тут, посмотрите на узор на спине! Чем он выполнен???
Вьюнок)))) А теперь вопрос, на который я не нашла ответа в интернете. Сколько же лет  этой тесьме????
 И еще вариант украшения вьюнком)
 Чудное полотенце! Подписи к нему я не нашла... И фото подробнее не удались. Но ведь до чего интересно! Приглядитесь - в центре вазон с ручками, в котором стоят цветы) Контуры выполнены тамбуром, заполнение и швом "роспись", и счетной гладью, и алжирский глазок, и просто пунктирчик. Вот это творчество!!! Вот это выдумка!!!! Я балдею!
А вот здесь костюм просватанной невесты Вологодская губерния, Сольвычегодский район.
 
Здесь хочу предложить вам, посмотреть, а скорее послушать лекцию Андрея Боровского . Он там ничего не показывает, только говорит. Но очень интересно. Как раз становится понятно, почему у невесты такой похоронный вид.
И почему такие длинные рукава, и такое низко опущенное покрывало и такие обережные, старинные узоры! Опять же, удивительно, насколько мудрый был наш народ)
Покажу поближе вышивку

 


А это коруна, которая почему то названа на витрине конурой.
Кажется, хохмы на эту тему я читала где то. Коруну одевали после венчания, на праздничный пир. Выполнена в технике "сажень по белому". Недавно смотрела фильм про эту технику. Классно!  Точно руки до головных уборов дойдут)
На второй день, после венчания одевали яркие, красные, одежды! Мужчин, у русских, не особо баловали вышитыми рубахами. И сохранилось их немного. Вы только посмотрите какая замечательная!
Ворот вышит швом "роспись". Кто внимательный? Кто найдет свастику?
 Что вот это за украшение, свисающее со шляпы, я не знаю. Но как интересно украшен конец. Шов "роспись", счетная гладь и ... хардангер напоминает??? это строчка-вырезы)
Теперь костюм невесты) Напоминаю, такой одевался на второй день после венчания
 Рукава то какие!!!!!
 А поближе! Контур выделен швом "тамбур", а как делается сеточка внутри не знаю((  Смотрится потрясающе!
А это подзор к простыне на брачную постель
 А! Классно??! Немного шва "роспись" и счетная гладь) Прелесть, какой орнамент вышел!

А тут стариковское одеяние. Никаких уже украшений одежды. Цвет белый, цвет траурный.
Вот такой платочек, клался в руку покойному
И снова, яркого, сочного, красного! рязанского!!!
Подписано, как костюм замужней женщины, но я бы сказала, что это костюм молодухи! Носился до рождения первого ребенка. Сколько тут украшений, ленты! А какой вышины головной убор!
Как богато вышит шушпан!



 Шов "роспись" двумя цветами! Косой крест, косичка!
 И пышная счетная гладь. У меня глаза горят и слюни капают (уж простите).
 А на фартуке вставка цветной перевитью (буду на следующем занятии знакомится с этим зверем)
 Вторая жительница рязанской губернии, меня немного разочаровала. Думаю, что это уже костюм женщины после рождения первого ребенка, вышивки в наряде меньше, головной убор пониже.
 А вот тут я расстроилась, потому что не видно всей вышивки! Но то что вижу - шов "роспись" и поддевочный шов!!! больше я его вживую в РЭМе не видела
 А тут и на поневе небольшие вышитые элементы есть
Пока прервусь. Продолжение следует)

20 комментариев:

  1. Спасибо! Отличные фото! буду видео смотреть)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что читаешь)) Очень приятно, когда с тобой разделяют увлечение)))

      Удалить
    2. я еще твой комментарий у Саши по поводу Петропавловки видела, будет интересно почитать. По поводу высоких цен полностью согласна, совсем совесть потеряли за все деньги берут( А я еще в этот год туда не выбиралась. Хотела на этой недели пока младшая на даче, но погода такая жуткая, что из дома не хочется выходить.

      Удалить
    3. В Петропавловку я специально ходила в теплый денек, потом дитя с пляжа выгнать не могла) Она даже купаться хотела. А сегодня пошли в Михайловский парк, на фестиваль "Императорские сады России", ждали смешариков, но были просто ростовые куклы и два клоуна. Они ходили по парку и со всеми фотографировались. все. эх! только померзли зря.
      Напишу про все)))

      Удалить
  2. ОООО!!!
    Я вернусь вечером после работы.
    *Про коНУру ты читала у Бакировой ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. про коНУру (как альтернативное к коруне) попалось сейчас у Масловой - а это 1984 год. Видимо, с тех пор вошло в описания музейные, хотя, на мой взгляд, это чисто местное звукоискажение.

      Удалить
  3. Ну вот, дела переделаны, можно и отдохнуть.
    Во-первых, огромненное тебе спасибо за то, что настойчиво тащишь нас локомотивом в эту степь. Понимаешь, с тобой уже трудно разговаривать :)) ты сыплешь незнакомыми терминами, видишь детали никому пока не очевидные, обобщаешь там, где мы за деревьями леса не замечаем... Это встряхивает и заставляет тянуться. Думаю, скоро ты о практике старинного рукоделия будешь знать больше музейщиков - они-то не практикуются, только книжки пишут.
    Во-вторых, спасибо именно за этот зал. Я до него не дошла, когда ездила в Питер. Натурально запуталась! Никаких указателей, кто где выставлен, не увидела и ломанулась в зал с народами северо-запад (тот, что слева от входа), а оттуда - в тот, что справа, ты там щелкала полотенца. Камеры у меня с собой не было и снимков не осталось - осталось только впечатление, что много-много всего, часами можно ходить, но очень плохо видны детали, всё висит страшно далеко. Ну, собственно, ты об этом и пишешь.
    Купила я там серию вот этих книжек Калашниковой (окромя сапогов - ее не было в наличии в киоске, придется в следующий раз искать в Питере, у нас тут нет, а что попадалось - дороже в 2 раза). Бакирова хорошо ее охарактеризовала - "рога, хвосты и копыта", суповой набор :))) Я вот сейчас полезла искать, нет ли мужского этого головного убора с висюлькой - нет, ничего нет. И главное, бестолково книга устроена - никакой системы, тут тебе на одной странице и украинцы, и татары, и калмыки, и чехи, и якуты, и тут же русские вперемешку... Бред какой-то. Найти что-то в каталоге сложно, да и не особо информативны описания, фотки мелкие. Видимо, они в музее сильно увлеклись выставками по принципу "одна деталь костюма - много народов", вот и пуговицы свалили в одну кучу. Утомляет это, конечно. Хочется как-то уже начать изучать, во-первых, по регионам (в каждом же свой костюм), во-вторых, комплексно, без разбивки на отдельно шапки, отдельно сапоги. Но пока таких толковых изданий мне не попадалось. Еще меня поражает, почему никто не займется восстановлением схем узоров с костюмов. Ведь такой кладезь информации был бы! Ну это, конечно, потому, что редкий музейщик умеет держать иголку в руках. Мало практиков и теоретиков в одном лице.
    У меня тоже появляются излюбленные региональные костюмы. Я в них еще путаюсь, но из того, что помню - вологодские, севернорусские нравятся, меньше - в южных регионах, там они более яркие, буйно-цветастые, слишком пестрые, на мой вкус. И головные уборы мне не все нравятся )) Кики рогатые выглядят устрашающе )) Вообще не представляю, как бы это выглядело реально на голове - ведь у всех разная форма лица, кому-то не идет высокий кокошник или плоская сорока... Как они спасались? ))) И реально ли были в обиходе эти старинные уборы прямо до нач. ХХ века - или все-таки эти самые фабричные платки всё вытеснили?

    ОтветитьУдалить
  4. )) Да какой я локомотив? Так, среднестатическая зануда)) Термины стараюсь употреблять, чтобы закреплять прочитанное, а то память дырявая, быстро из нее все вылетает. И интересно, когда ты читал, смотрел, а потом видишь в музее (где ниче толком не подписано)
    Ой, да, эти залы мы случайно нашли, потому что ребенок шилопопый и в каждую дырку нос сунет. Иначе бы только по лестнице вверх сходили. Там очень интересно и после зала с жилищем идет ремесленный. Много увеличенных старинных фотографии по стенам развешаны. Ко мне даже смотрительница подходила и про некоторые рассказывала.
    А схемы старинные, как мне кажется, достаточно просто сделать хорошего разрешения снимки. Наши прапрабабушки вышивали без схем, просто копировали вещь. Я сама по книге Бакировой легко вышивать могу. Второй конец полотенца вышиваю по первому. Главное, дать описание – откуда узор, какие материалы использованы и обязательно прикладное значение. Я когда строчевую вышивку проходила, видела у Марианны книгу, где показано применение ее для погребальных обрядов. Т.е. надо быть очень аккуратным в выборе узора. Надо будет попросить хотя бы фото из нее сделать и записать название.
    Ника, я когда слышу восторги про РЭМ, каждый раз удивляюсь. Порой кажется, что это просто свалка старинных вещей. Вот ходила, читала подписи к экспонатам и думала - для кого это пишут? Может надо было аудиогид слушать, тем более у них теперь бесплатно на телефоне можно слушать. Буду показывать тамбур - там будет наряд о котором написано, Костюм правителя, узбеки, бухара. Иптыть! какой костюм? праздничный или он каждый день на работу в золотном щитье ходил? а хотя бы дата? про материалы они вообще никогда ничего не пишут(((
    Ну да, книга странновата… Кстати и про декоративно-прикладное творчество Кижей тоже довольно бестолковая. Ну на безрыбье и рак рыба. Хотя бы такое. Купила тогда же «Народный костюм Русского севера», он Архангельским музеем изобразительных искусств выпущен, понравилась куда больше. Да, фото тоже мелковаты, но за то описание деталей есть. И в начале книги есть история к каждому снимку. А больше я у Северного паломника ничего и не купила. Решила, пока эти книги изучить. Директор издательства сказал, что вот вот выйдут две книги по сарафану, про одну точно помню, что в формате кижеской. Ждем. В киоске в РЭМе ничего интересного не оказалось. Цена на фартуки, кстати, такая же как была на салоне у издателя. Я у Речи купила дитю книгу Шангиной «Дело мастера боится», даже с автографом. Мне понравилась, для дитя самое то.
    А про головные уборы не знаю… Русские крестьяне и так долго продержались, патриархальный костюм начал меняться только в конце 19 века. Наверно в этом все же виновата индустриализация и падение крепостничества. Кто то не мог выкупить землю, стали уезжать в города и не только мужчины на заработки, а всей семьей. И работать там приходилось всей семье, соответственно менять одежду на более удобную. Глядя на все эти рогатые кики, сороки, пышные наряды, у меня ассоциация возникает с шаманством. Возможно каждая женщина считалась немного жрицей. Она же давала жизнь, воспитывала детей. В этом была ее основная задача. Но в городских условиях видимо эти понятия стали отпадать и стали больше платки носить, а теперь и их сняли. Судя по фотографиям, головные уборы жили в отдельных местностях и в начале 20 века, но вероятно лишь для обрядов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, про РЭМ. Посмотри вот это видео http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/43908/episode_id/1278808 они в вышивке то разбираются. А какая красота в фондах лежит!!!

      Удалить
    2. Аж обмерла - такие шикарные полотенца и подзоры в этой передаче! И так они лихо их тягают, хоть и в перчатках - я прям боялась, что ткань рассыпется в руках... Крышеснос! Я только не пойму, почему вставки вышитые отпороты от полотенец, если все полотенца - обрядовые и не изнашивались, в общем-то. Смысл был отпарывать?

      Удалить
    3. Как ты думаешь, там, где несчетная вышивка, узоры рисовались предварительно на ткани? Для тамбура, например?

      Удалить
    4. Тамбур повторяли узор либо на глазок, либо.. У Бакировой есть в книге, что с появлением алюминевых ложек дела пошли лучше)) клали свою ткань сверху и переводили узор) Марианна рассказывала еще вариант от татар. у них вышивался свадебный платок для жениха на темной ткани. эту ткань клали на узор и водили мылом))
      Вот!!!! Я выла когда смотрела эту передачу! дайте!!! Но нет, этого в экспозиции нет.
      Смотри, вся вышивка полотенец и подзоров делалась на отдельном куске ткани и потом пришивалась. для чего? красители натуральные. постираешь и все потечет. поэтому, подзоры отпарывали от простыней, простыни стирали и подзоры пришивали снова. Рубахи тоже не стирали, носили под ними исподнее. А полотенца, так они вообще - лоскутное шитье. Какое ни глянь, все из полосочек. Очень редко когда на готовом полотне вышивали. Обычно обережное, которое надо было изготовить за сутки и отнести в церковь. К тому же девушки вышивали не дома, а болтались с вышивкой по улице, усаживались на лужайках компанией. неудобно таскать большие куски материи, а кусками самое то. и еще у меня есть версия, ткань экономили и все лоскутки шли в дело, раскроила рубаху, остались кусочки - вышила и в полотенечко.

      Удалить
    5. В смысле, водили ложкой по контуру и она след оставляла на белом? А углем же тоже можно было. Да и мел наверняка в деревнях уже известен был (для цветных тканей). Интересны, конечно, такие подробности.

      Т.е. получается, всё, что с вышивкой, оно вообще не стиралось никогда? Поэтому старались шить на лоскутах и потом отпарывать от вещей по возможности? Мда, запаришься это всё туда-сюда пришивать/отпарывать... Надо почитать, что пишут про покраску в русских деревнях, в книге про сарафан целые разделы про это, но про линьку не попалось пока. Но там в основном про покраску холстов, а нитки-то для вышивки ведь не сами красили? Наверное, покупные были - или тоже сами красили дома? Вообще красные нитки и сейчас-то нередко линяют, а уж в русском рукоделии - один из основных цветов, вообще непонятно, как они выкручивались...

      Фото на лужайках с вышивкой видела, сидят прямо на траве. Имхо, жутко неудобная поза :) Может, дело привычки.

      С тобой надо в музеи как с гидом ходить - стооолько обсудить можно!

      Удалить
    6. Приезжай!!!! Походим! Обсудим, поделимся!))
      Я слышала, что для ниток использовали натуральные красители и чтобы не полиняли- вышитое не стирали. А еще, может видела, на рубаха в подмышечной зоне ромбики из другой ткани - тоже выкручивались, самое же потеющее и изнашивающееся место - там тоже отпарывали и меняли на новые) Так что лоскутное шитье у русских в крови)))
      Кстати, помнишь про черную краску у тебя обсуждали?? так вот, на наших вышивках она очень здорово выцветала - у Марианны почти нет с черным цветом старинных вещей, везде он стал либо светло-серым, либо голубоватым. тоже натуральный краситель, но что использовали я не знаю.

      Удалить
    7. Я читала еще про то, что вышивка на рукаве тоже была как бы на вставке (на плече) - видимо, ее спарывали и перешивали но новую одежду.
      По черную выцветшую краску ты меня шокировала! А как же эти воронежские рубахи с черной вышивкой? Это какие-то чудом сохранившиеся неношеные экземпляры или в том регионе просто красили чем-то другим? Обалдеть, буду читать про окраску одежды. А мы-то мучаемся, как стирать примитивы )) Тут одёжу не постирать!!

      Если приедешь в Мск, пиши - сходим вместе в ГИМ. Не пишут пока, когда откроется костюмная выставка (июнь-октябрь, июнь уже полмесяца прошло, а даты открытия нет). Но там будет мешанина со всей империи, включая Кавказ и Дальний Восток. Представляю, как урежут русские раздел - 5-6 костюмов и усё.

      Удалить
    8. Вот меня тоже удивляет!!!! Видно у них какой то особый способ окрашивания.
      В Москву пока не планировали. Будем в Крыму, в Симферополе все лето выставка Глебушкина - схожу непременно. Муж еще рвется в Новгород и Псков.
      Кстати, а ты на эту выставку не ходила? http://www.vmdpni.ru/data/events/2016/03/kruzhevo_napokaz/index.php я несколько фотографий видела, интересно.

      Удалить
    9. и в Коломенском Чары русского севера. правда я от их манекенов ржу))) ну и ляпы, как я поняла, там тоже есть.

      Удалить
    10. Планировала сходить - но пока слишком сыро и холодно. Вторую неделю проливной дождь и +12, из дома не выйти.

      Крым - это хорошо! )))

      Удалить
  5. Написала коммент - но он исчез(( Ну ладно. Посмотрю видео, Шангину я тоже купила, но еще не читала. Жду выставку в ГИМе, но думаю, что сделают очередную сборную солянку!

    ОтветитьУдалить