пятница, 14 июня 2019 г.

Путешествия по России. Золотое кольцо. День 4 - Переславль-Залесский


1 мая
Дорога от Ярославля до Переславля долгая, но ровная и приятная.
Первое поселение возникло в 10 веке, город назывался Клещин и был окружен земляными валами, сохранившимися до сих пор. В 1152 году Плещеево озеро привлекло внимание Юрия Долгорукого. Тверская летопись сообщает "Переславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощами святых дивно...".
Первым делом Красная площадь) Да, в Переславле она тоже есть) Спасо-Преображенский собор. Это единственный памятник домонгольского периода на территории Ярославской области и именно он упоминается в тверской летописи. 
Собор небольшой, предполагался как домовый княжеского двора. Бабушка смотритель говорила, что к нему примыкал деревянный княжий терем. 
Кстати собор открыт только с 1 мая по 1 октября и закрывается в дождливую и сырую погоду. В этом году его открыли для посещения аж с 13 апреля) 
Во второй половине 12 века собор был расписан фресками. Эти росписи были обнаружены в 1862 году. Снятые со стен на время реставрации в 1890-х гг фрески навсегда исчезли. Единственный сохранившийся фрагмент хранится в ГИМе. По другим источникам, во время реставрации фрески были просто счищены и уничтожены, остались белые гладкие стены. Пол кстати тоже был затейливый, выложен майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого цветов. Хоры, где во время службы находились вероятно князь и члены его семьи были вероятно отделаны плитками с голубым орнаментом. Ничего не осталось((
Собор был княжеской усыпальницей и под его полом нашли несколько захоронений. 
 В 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. Петр Великий во время своего пребывания в городе, при устройстве Переславской флотилии, часто слушал литургию в Спасском соборе и, по местному преданию, нередко читал и пел на клиросе. Бабуля смотритель говорила, что здесь так же всю ночь молился Дмитрий Донской отправляясь на Куликовскую битву.
При реставрации собора, его очищали снаружи от слоя земли, грязи и обнаружили многочисленные графитти) Большая часть - просто крестики. Простым людям вход в храм был закрыт, но видимо он считался очень важным местом и возможно с каким то умыслом люди старались оставить на нем свой знак. 
Но, были обнаружены и надписи. Ниже - список убийц князя Андрея Боголюбского! Некоторые имена были до сих пор неизвестны.  
Надпись сделана в два столбца, которые обведены в рамку с крестом наверху. В левом столбце - список имен убийц, проклятие им, а также пока не прочитанные строки. В правом столбце - краткая информация об убийстве.  Граффити находится посередине южной абсиды собора."В левом столбце - список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи - это Петр Кучкович, зять, Амбал (в летописях встречается и написание "Анбал") и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова "стырь" (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: "Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты". Окончание столбца пока остается не прочитанным"
В основном вот такие кресты
Есть покрасивее, есть попроще
На противоположной стене мы нашли вот такую запись, бабуля сказала, что она еще не расшифрована
За собором можно подняться на крепостной вал))
Памятник Александру Невскому, родившемуся в княжеских хоромах возле собора 30 мая 1220 года
Следующий пункт программы Музей-архитектурный комплекс бывшего Успенского Горицкого монастыря. Основан в первой половине 14 века. В 1381 году его разорил Тохтамыш. На средства княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского, его восстановили. Позже монастырь был преобразован в архиерейский двор, а после упразднения часть построек передали городу. с 1919 года на его территории действует музей. 
Проездные ворота.
Если соберетесь посетить музей, ознакомьтесь заранее со списком постоянных экспозиций и временных выставок. Причин несколько: во-первых они расположены в разных местах, а касса одна - при входе! Во-вторых, разная стоимость. Можно конечно брать единый билет, но нам на троих это вышло бы прилично. А смотреть не так уж много, да и интересы у всех разные. Поэтому муж с дитем полез на колокольню, обозревать окрестности. Я же пошла на экспозицию 1 - Искусство русской деревни, Русская живопись XVIII-XX в.в.,  Древнерусское искусство XV-XVIII вв. (иконы), Деревянная скульптура и резьба XVI-XIX вв., "Красной нитью..."
Древнерусское искусство XV-XVIII вв. (иконы)
В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву.
Архангелы Михаил и Гавриил из Никольского монастыря. 16 в
Апостолы Петр и Павел. Из Покровской церкви. 15 век
Около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец".



"Огненное восхождение Ильи Пророка" из Покровской церкви. 16 в.
Заслуженной славой пользовались и переславские резчики На Парижской всемирной выставке 1867 года Большой золотой медали и диплома были удостоены Царские врата из церкви Введения в Рыбной слободе 17в. 

Никита Переславский в житии 16 в.
Никита столпник Переславский (? - 1186) местный святой. Согласно житию, в середине 12 века при Юрии Долгоруком заведовал сбором податей для строительства нового города и Спасо-Преображенского собора. Корыстолюбие и стяжательство опустошили его душу. Раскаявшись Никита оставил светскую жизнь и ушел в Никитский монастырь, расположенный в нескольких верстах от Переславля. Став иноком, он совершил суровые подвиги покаяния.  Место под храмом, где он молился в уединении, называлось столпом, а Никита, подобно великим сирийским аскетам, - столпником. Был убит в 1186 году грабителями, принявшими его железные вериги за серебряные. 
Введение во храм. 16 в. Из Симеоновской церкви.
Богоматерь Гора Нерукосечная. 16 век. Из Крестовоздвиженской церкви
 
Преображение. 16 в. Из церкви Преображение села Спасское
Святой Геогрий Победоносец в житии. 17-18 вв.
На протяжении трех столетий икона была главным образом церкви святого Георгия села Веськово Переславль-Залесского района. В 2003 году икона была похищена, а в 2007 году приобретена у частного дилера известными собирателями Елизаветиными, не знавшими о краже. Передана безвозмездно через Росохранкультуры в 2011 году в музей
Благоразумный разбойник. 17 век. Из церкви Преображение села Спасское.
Казаринов Стефан. Распятие с семью таинствами. 1682 г. Из Спасо-Преображенского собора.
Протопопов Федот. Великомученик Никита. 1676-1677гг. Из Никитского монастыря
Великомученик Никита - готфский воин, проповедовавший христианство среди соплеменников. За что был схвачен и после истязаний в 372 году сожжен царем Атанарихом.
Сотворение человека. 17 в. Из Никитского монастыря
Богоматерь Иерусалимская. 1706 г. Из Федоровского монастыря.
Отечество. 17 в.  Из Никитского монастыря
Старообрядчество. Коллекция старообрядческого литья стала собираться с первых десятилетий музея. Сначала это были единичные поступления из монастырей и дары частных лиц. Основу же составили поступления в 70-х-80-х гг. 20 века из Городского отдела внутренних дел. Дружит однако музей с правоохранительными органами. 
Вообще выставка довольно приличная. Но показывать не буду, чтобы не утомлять
Крест "Распятие Христово с праздниками и избранными иконами" 19 в. Медный сплав, литье, эмаль
Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский) 17 век.
Русская живопись XVIII-XX в.в. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Не фотографировала, с удовольствием рассматривала. Одна из картин меня потрясла до мурашек - Дедушка спаси. До сих пор вздрагиваю и слезы в глазах. 
Кабинет Шаляпина, бывшего достаточно крупным землевладельцем и имевшего дачу неподалеку.
Соколов М.Г. На родине. 1902г.
Авилов М.И. Сельская учительница

Деревянная скульптура и резьба XVI-XIX вв
Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н.Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций.
Богоматерь. Иоанн Богослов. 18 век
В 18-19вв среди резных изображений особой популярностью пользовались фигуры, изображающие Христа, сидящего в темнице после бичевания с кровавыми ранами и терновым венцом на голове. Изображение так же называется Спас Полунощный или Христос в темнице. 
Тайная вечеря. Начало 19в.
Ангел. 18 в.
Искусство русской деревни. Ну тут все понятно. Вышивка, ткачество. Была так же керамика, но она не очень интересная с точки зрения форм и декора. Но! Я хотя бы вышивку увидела) Не скажу, что она меня сильно порадовала - местной особенности не увидела((
Скатерть. 1912-1914.
Полотенце нач. 20 в.
Христос воскрес. Вышивка тамбуром
Концы полотенец. Вышивка крестом
Концы полотенец. Тамбур
Концы полотенец. Гладь. Поступил из ликвидированных церквей в 1925 году
Концы полотенец.19в. Поступил из Государственного Русского музея в 1960 г. Гладь.
Полотенце. Тамбур. Нить х/б, шерсть.
Полотенце. Тамбур. Нить х/б, шерсть. Кружево
Полотенце. Кружево машинное, ткачество ручное, вышивка перевитью. кон 19-нач 20вв
Полотенце. Лен, вышивка перевитью, плетение на коклюшках. первая половина 20в.
Конец полотенца. Лен, шерсть, ткань х/б, ткачество ручное, плетение на коклюшках, Последняя треть 19 в
Конец полотенца. Лен, ткачество ручное, вышивка перевитью и настилом. нач. 20 в
Полотенца. Лен, нить х/б, ткачество. кон19-нач20вв.
Полотенца. Лен, нить х/б, ткачество. кон19-нач20вв.


Сарафан "платье с лифом". Рубаха. Нач. 20в




Всехсвятская церковь сооружена во второй половине 17 века.
Вид на город из звонницы. Сама звонница маленькая, вход туда бесплатный.
Юрий Долгорукий
Федоровский Переславский монастырь
Феодоровский монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Долгорукого и тверского князя Михаила Ярославича. Победа москвичей случилась 8 июня в день Феодора Стратилата
По рождению сына Феодора в 1557 году царь Иоанн Грозный щедро жертвовавший обители повелел построить каменную церковь в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского.  - "Изобрел за посадом монастырь особняк Федора Стратилата во имя ангела сыну своему Федору". Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. Обители были пожертвованы села, деньги, одежда, посуда. В Смутное время монастырь пострадал, пришлось восстанавливать не только постройки, но и права собственности.  В 1667 году монастырь преобразован в женский, одно время туда ссылали сподвижниц царевны Софьи и насильно постригали их. Начиная с 18 века обитель была известна узорным ткачеством, плетением кружев и художественной вышивкой. Где все это? Обыдно!

Часовня-колодец вмч.Федора Стратилата
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Обитель основана около 1508 года на окраине Переславля иноком Даниилом на месте "убого дома", где было кладбище неимущих. Стал он игуменом этого монастыря и пользовался большим расположением князя Василия III, был крестным (восприемником) будущего царя Ивана IV Грозного и его мощи, как главная реликвия, находятся здесь же в монастыре в Троицком соборе. 
В Смутное время монастырь сильно пострадал, большая часть построек была восстановлена на средства князя Барятинского, принявшего впоследствии постриг в монастыре.
Троицкий собор с Даниловским приделом 1530-1532 г., был построен на средства Василия III и Елены Глинской в благодарность за рождения наследника, Ивана. Внутренние помещения собора расписаны уникальными фресками 17-го века, которые мы к сожалению не увидели - все закрыто. Возможно в честь 1 мая. Собор находится в совместном ведении городского историко-архитектурного музея и епархии. 


На средства князя Барятинского в конце 17 века была построена кирпичная одноглавая церковь Всех Святых (так же называют Федоровской) в память о сыне князя, погибшего во время восстания Степана Разина. 
Никитский монастырь. Относится к числу старейших в России. Считается, что была основана в 1010 году!  но, историки оспаривают дату, документальных подтверждений нет. Монастырь основан во имя святого великомученика Никиты Готского, сожженного в 372 году в Бессарабии. Икону с его изображением из этого монастыря вы видели выше))
Никитский собор 1564 года возведен по указу Ивана Грозного (любил же он по стране путешествовать). Стены монастыря выдержали осаду литовских отрядом Сапеги в 1609 году. Через два года Сапега вернулся, взял монастырь и сжег его. Восстанавливали уже на средства Романовых. 
Наверно самое большое скопление туристов мы увидели возле Синь-камня, 12-тонного валуна вокруг которого ходят легенды. В обычных условиях камень серый, но после дождя синеет.  Камню поклонялись пришедшие в эти места около 2 тыс лет назад меря, и переняли славяне-язычники. За валуном закрепилась слава чудодейственного, исцеляющего разные болезни. Даже когда на горе возник монастырь - паломничество к камню не прекратилось. Есть легенды, что его пытались закапывать, но он вновь выбирался на поверхность. При попытке транспортировать его для закладки в фундамент новой церкви, камень проломил лед и ушел на дно, но через 70 лет снова оказался на поверхности. Сейчас вокруг камня организована заповедная зона. Пытаются брать плату за вход, но муж сказал, люди не обращают внимание на это. 
Рядом Александрова гора. Муж с дитем лазили, а я в машине осталась. Вроде как с ее вершины видны следы Городища.
Еще мы были в частном музее крестьянского дизайна "Конь в пальто". Маленький, симпатичный. К сожалению для меня оказался неинтересным. Пространство - два зала организованы для интерактивной экскурсии - звучит голос диктора и подсвечиваются витрины о которых идет речь. Неинтересным оказалось то, что опять ничего местного(( в основном представлены северные области, например Архангельск, Каргополь. Хотелось местного(( Так же они проводят мастер-классы. Уля хотела роспись, мастеру пришлось некоторое время готовиться, так как в основном берут набойку. Роспись опять же не местная, мезенская... Главное ребенок доволен, изделие украшает дом!
Обедали в ресторане гостиничного комплекса "Альбицкий сад". Самый дорогой обед за поездку, около 2,5 тыс на троих. Вкусно, красиво. В пару мест ткнулись, все занято, надо записываться заранее... 

2 комментария:

  1. Ань, отличная поездка. Как представишь сколько лет этим церквям и монастырям! Молодцы, что вы Ульяну свозили. Для нее это очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это да, прикосновение к истории! Буквальное) Наверно поэтому у меня такие загруженные информацией и нудные посты про поездку получаются(( Я Спасо-Преображенский собор по кругу обошла и все рукой держалась)) Как раз Александра Невского из серии ЖЗЛ читала)
      Не знаю, что у Ульяны в голове отложится. Мне порой кажется что она даже по сторонам не смотрит. Ей все больше развлекухи нужны((

      Удалить