четверг, 30 мая 2019 г.

Путешествия по России. Золотое кольцо. День 3 - Ростов Великий

30 апреля.

Еще раз извиняюсь за занудство - фотографий много, текста тоже, очень хочется сохранить информацию! Наибольший объем взят с сайта https://sobory.ru/ Очень рекомендую!
Ростов впечатляет. Пожалуй полюбился больше других мест.
Ожидали увидеть город, а он больше напоминает деревню или поселок. Население сейчас составляет около 31 тысячи. Промышленность практически отсутствует... Но место очень красивое, душевное.
Ростовский кремль. Бывшая резиденция митрополитов. Еще Александр I приказал разобрать его на кирпичи в связи с саморазрушением, но разобрали только одну башню, конце XIX века на средства местных купцов была произведена комплексная реставрация, и в зданиях кремля расположился Музей церковных древностей.
Кремль известен всем жителям нашей страны и зарубежья по фильму "Иван Васильевич меняет профессию". На днях видела на ютубе ролик, как итальянцы смотрели фильм - в восторге. Оказывается его показывали в Италии еще в 80-х гг и был большой успех.
 Территория Кремля ну очень красивая!!!
Церковь Одигитрии, начатая в 1692 г. и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля "московского барокко", распространенного в конце XVII - начале XVIII вв. Современная пестрая раскраска не первоначальная, а относится к более позднему времени
 Уточки гуляют)))
 Метрополичий садик. Надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.). Осмотреть ее можно только на экскурсии "Переходы по стенам кремля", ниже покажу и расскажу)
 Вот по этим переходам бегали Бунша и Жорж Милославский) а 30 апреля и мы погуляли
Самая интересная из предлагаемых экспозиций  -это "Переходы по стенам кремля". Входят туда  не только прогулка по стенам, но и посещение трех храмов: Воскресенья, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях, и Белой палаты - "Музей церковных древностей". Карабкаться приходится по довольно крутой лестнице.
Церковь Воскресенья построена в 1670 году.
Расположена над северными парадными воротами Кремля. Здание стоит на высоком подклете (нижний этаж), в котором расположены проходы ворот. Последние называются Святыми воротами и ранее являлись главным входом в Ростовский кремль. Бесстолпный интерьер церкви перекрыт лотковым сводом, представляющим собой сомкнутый свод в четырехугольном помещении, составленный из криволинейных плоскостей (лотков), которые одним концом опираются на стену, а другими смыкаются с остальными лотками. Стенопись храма выполнена около 1675 года ярославскими и костромскими мастерами.
На восточной стене храма в технике фрески изображен иконостас. Такие расписные иконостасы являлись характерной чертой ростовских домовых церквей. По мнению исследователей, они отсылали к укладу древних византийских церквей. 
Воскресенье Господне


Идем дальше, любуемся видом!





Церковь Иоанна Богослова построена в 1680-е гг. Как и в других кремлевских церквах, на восточной стене в технике стенописи изображен иконостас традиционного состава. Нижний ярус оформлен в виде аркады на золоченых полуколоннах.  С трех сторон церковь окружает просторная галерея.
"История церкви Иоанна Богослова драматична. Церковь сохранилась и простояла до наших дней только благодаря неравнодушию и любви местных жителей к своим истории и культуре. В 1730 и 1758 гг. храм пережил два пожара, а с 1788 года был оставлен без богослужения, в его здании находились винные и соляные склады. В 1807 году церковь была под угрозой уничтожения: по прошению протоиерея Успенского собора Синод выпустил постановление о разборе храма с целью использования его строительного материала. Однако благодаря протесту ростовского городского общества церковь Иоанна Богослова была спасена. В 1831 году вихрь сорвал крышу с церковной паперти. Храм долгое время простоял без нее, находясь в плачевном состоянии. Реставрационные работы были начаты только в 1860-х годах, однако были выполнены некачественно. В 1880–90-х гг. была проведена научная работа и начата серьезная реставрация. Смерч 1953 года снес кровли вместе со стропилами и сорвал 5 куполов храма, выбил все стекла в здании. В ходе правительственной комиссии было принято решение провести научную реставрацию и восстановить первоначальный вид всего ансамбля Ростовского кремля"
Фрески церкви изображают сцены из жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского, святого, который, по летописным источникам, был одним из первых проповедников христианства в Ростове
Своды и купол держатся за счет наружных стен
 Над Царскими вратами и внутри алтаря над Горним местом усвоены каменные сводчатые сени.
Особенно интересен нижний ярус росписей, где изображена встреча Авраама с Иоанном и борьба с идолопоклонниками. В этих фресках отражены представления живописца о древней Ростовской земле. В сцене встречи на западной стене изображен Ростов, огражденный крепостной стеной с башней. Рядом сцена сокрушения идола Велеса, написанная также на фоне города
 Двигаемся дальше...
 Митрополичий садик и озеро Неро
Белая палата "Музей церковных древностей" - здесь демонстрируются предметы из музейных коллекций иконописи, резьбы по дереву, живописи, церковной утвари, оружия, декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, документы, фотографии. Для демонстрации предметов используются книжные шкафы и витрины 



 В Сенях Белой Палаты маленькая выставка предметов декоративно-прикладного искусства: керамика, фарфор, дерево, металл
 Пряничные доски
 Открытые сени между митрополичьими хоромами и Белой палатой и церковью Спаса на сенях
Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Расположена напротив митрополичьих хором и соединена с ними открытыми сенями
Солея — это место в храме, расположенное на возвышении, перед алтарной перегородкой и иконостасом. В церкви Спаса на Сенях солея расположена необычно высоко, практически на высоте человеческого роста. Сама солея украшена аркадой, опирающейся на колонны. На восточную стену церкви и на аркаду помещены изображения иконостаса, которые выполнены в виде фресковой росписи, а не как конструкция из отдельных икон. 
В иконостас храма Спаса на Сенях вошли изображения деисусного, пророческого и праотеческого и праздничных рядов. Три первых верхних ряда изображены на сплошной стене, праздничный разместился ниже, между арками, которые соединяют аркаду солеи и восточную стену. Они размещены кольцеобразно: на внутренней стороне арки и на стене.
Деисус — ряд икон с изображением Иисуса Христа в центре. Справа и слева от него — Богородица и Иоанн Креститель. Помимо традиционного ряда, который расположился на восточной стене церкви Спаса на Сенях, есть еще одна деисусная композиция, которая размещена на аркаде солеи. Таким образом на обычных верующих, размещавшихся в западной части храма, смотрели сразу два деисусных ряда

Одной из главных особенностей Церкви Спаса на Сенях является ее цельная плоская западная стена, на которой размещена великолепная, поражающая фантазию фреска «Страшный суд». На фреске изображено второе пришествие Христово и суд, который вершат над живыми и мертвыми. В верхней части композиции размещены небеса, рай, где явился во славе Христос-Судья. Ангелы держат небо, изображенное в виде свитка, между солнцем и луной. 
Ниже фигуры Христа расположен престол, на котором лежат Крест и Евангелие. Рядом с ним помещены Адам и Ева, положившие начало человеческим страстям и грехам. Они — первые люди, пришедшие на суд
В центре композиции Страшного суда изображена рука Божия, держащая весы. Под ними в виде обнаженного юноши изображена душа, которую судят. С левой стороны от фигуры (с правой от зрителя) за весы цепляются бесы, а с правой — ангел кладет на весы белый платок, мокрый от слез покаяния. Платок перевешивает, а значит весы склоняются к оправданию души. 
В ногах у фигуры лежит змей, выходящий из бушующего адского пламени, размещенного слева внизу от фигуры души (для зрителя — в правой нижней части композиции). В огне сидит сатана, держащий на руках душу Иуды, которая сжимает в своей руке мешочек с серебряниками. Рядом с адским пламенем изображены пещеры и озера, где мучаются грешники. Фото нечеткое, но это лучшее что получилось, фреска огромная, освещение очень слабое 
Повеселили грешники - иноверцы) в чалмах и халатах, а так же высоких "голландских" шляпах с пряжкой)
В центре нижней части фрески помещен круг с четырьмя чудовищами: лев с орлиными крыльями, медведь, четырехглавый барс и многоголовый змей. Они символизируют собой древние царства: Царство Александра Македонского, Римское, Персидское и Вавилонское. Нижняя часть западной стены храма украшена красивой драпировкой с узорами

Ростов славится своей финифтью. На территории Кремля очень хороший музей, посвященный этому искусству.
Ростовская финифть – известный с середины XVIII века местный художественный промысел (живопись на эмали).
В качества основы используется пластинка из тонкого медного листа нужной формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой эмали с водой. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в суфельной печи при темп. 700-800С, пока эмаль не сплавится и поверхность не станет гладкой.
Роспись пластинки начинают с рисунка, который выполняется на бумаге и прокалывается иглой по контуру. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу. Для росписи используют огнеупорные краски с температурой плавления 700-800С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных с лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге меняет свой первоначальный цвет.
 Живопись огнеупорными красками по эмалевой основе не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры, влажность, загрязнение. Она практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета.
Применялась она прежде всего в иконописи.
Митра. Последняя четверть 18 в
Вторая половина 18 в. А.Г.Мошанский и произведения мастеров его круга. Митра. Конец 18 в.
Формирование традиционного иконописного образа в ростовской финифти 19 в.
Святитель Николай Чудотворец с Господом Саваофом, евангелистами, святителем Дмитрием Ростовским и Огненным восхождением пророка Илии.
Влияние профессиональной школы на ростовскую финифть 19в.
И.И.Шапошников. Портрет Петра I





Посетили мы еще и экспозицию "Сокровища Ростовского кремля". Находится она в Церкви Одигитрии. Описана красочно, на самом деле очень небольшая.
Здесь представлена коллекция произведений иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII вв. из собрания музея, обладающая признаками барокко и рококо.
В экспозиции - ткани, шитьё, художественное серебро, иконы, царские врата, фрагменты надгробных комплексов, скульптура, комплекты облачений священнослужителей, предметы, использовавшиеся при совершении литургии и церковных обрядов XVII-XVIII веков

Лестница жуть! Спускались крепко держась за поручни.
 Риза иконы "Великомученница Варвара", конец 18в.

 Клейма с гробницы свт. Игнатия Ростовского. Москва 1799 и 1796 год. Серебро, чеканка, золочение.
Ну и как же не забраться на Соборную звонницу!!!!
По замыслу митрополита Ионы около 1682г. к юго-востоку от Успенского собора была построена звонница.
Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов.
Позже, в 1688 г. мастер Флор Терентьев отлил большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой", в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность.
Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.
Подъем это что то!!! Муж кстати пролез! но разойтись невозможно, поэтому когда спускались кричали вниз, чтобы никто не шел)))) другой возможности сигнализировать не было)
 Оторваться от "Полиелейного" сложно. Еле вытащили
Церковь Спаса на Торгу построена около 1690 г. Она является памятником древнерусского зодчества, с характерными чертами, выработанными в Ростове во второй половине XVII в. Многими элементами своего оформления она близка церквам Ростовского кремля
 Часовенная башня
 Серебристые купола -  Церковь Воскресения Христова. Черные купола - Святые ворота

Кафедральным собор Успения Пресвятой Богородицы - построен в 1508-1512 гг. на месте своих белокаменных предшественников ХII — ХIII вв.  Первый, бревенчатый, храм на этом месте был заложен в 991 году при святом князе Владимире! Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров. До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся мощи митрополита Ионы, а также мощи первого ростовского удельного князя Василько Константиновича, убитого батыевскими воинами после битвы на реке Сити, но не предавшего в трудный час своей православной веры. По православному преданию, в храме, находившемся на месте современного Успенском соборе, был крещен в православную веру младенец Варфоломей, будущий игумен Земли Русской - преподобный Сергий Радонежский. 
Внутри ведутся реставрационные работы. Смотреть практически нечего, но храм действующий.

 "Сысой"

Церковь Вознесения Господня, больше известная как церковь Исидора Блаженного на валах, была построена в 1566 году. Один из древнейших сохранившихся храмов Ростова стоит над местом погребения одного из ростовских святых – Блаженного Исидора, или Исидора Твердислова. Этот ростовский юродивый умер в 1474 или 1484 году, и практически сразу после кончины началось его почитание как святого. 
Внутрь я не ходила, устала и перебрала с впечатлениями от Кремля. Муж с дитем пробыли наверно полчаса. У батюшки этого храма совершенно удивительная мама, рассказывает историю храма, как его восстанавливали практически собственными силами, показывает все самое интересное. Будете в Ростове, обязательно сходите! 
Рядом с церковью находится вал земляной крепости, которую построил по заказу царя Михаила Федоровича в 1632-1634 гг. «городовой земляного дела горододелец» Ян Корнилий ван Роденбург.  
Обедали в кафе "Алеша Попович". Вот ни за что не зашла бы туда, но устали и решили посмотреть что за заведение. Это лучшее место где мы ели за все путешествие! Там даже вышивка на стенах есть! Домики Панны, которые с цветком в углу. Фотографировать не стала, очень много людей. Дитенку сразу принесли раскраску и стакан с хорошо НАТОЧЕННЫМИ карандашами! Вкусно, быстро, и очень недорого.

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь основан, по преданию, в конце XIV в. ростовским епископом Иаковом, который был в нем похоронен
Старейшее здание монастыря – Зачатьевский собор, построенный по заказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1686 - храм с золотой главкой по центру
Примыкает к ней Яковлевская церковь построенная в 1825-1836 гг., посвящена святому епископу Иакову Ростовскому. Слева храм посвящен святому Димитрию Ростовскому. Он построен в 1795-1801 гг.в стиле классицизма
 Со смотровой площадки открывается чудесный вид на монастырь и озеро.
На территории, примыкающей к Яковлевскому монастырю, находится соборный храм Спаса Преображения – бывшего Спасского монастыря, присоединенного в 1760-е гг. к Яковлевскому. Это здание построено в 1680-е гг. в стиле местного зодчества времени митрополита Ионы  Сысоевича

Очень понравился Ростовский Борисоглебский монастырь хотя открыта была только территория монастыря и все же впечатление очень позитивное и просто замечательное завершение путешествия.
В 18 км от Ростова находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла.
Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим "домашним". Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного.
Иван Грозный посещал монастырь трижды и сделал более 20 вкладов: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие.
Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём.
Борисоглебский собор - по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной "малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба" был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года.. В нем похоронены трое наиболее почитаемых святых : основатели монастыря Феодор и Павел и преподобный Иринарх Затворник. Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития - затвор, прожив в веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому "пленение Руси поляками"
Первоначальный вид его был в значительной степени изменен поздними перестройками.
Стены и своды Борисоглебского храма покрывают огромные картины на евангельские сюжеты, обрамленные богатейшими орнаментальными рамами, написанными с применением золота. На столбах и стенах алтарных апсид расположены крупные фигуры московских митрополитов - Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, изобретателей славянской письменности Кирилла и Мефодия и других святителей. Росписи исполнены в суховатой академической манере приглушенными, разбеленными тонами.
В 1956 году архитектором Б.А. Огневым в аркосолии северной стены, у гробницы основателей монастыря Федора и Павла, была вскрыта фреска XVI века, та самая, о которой упоминается в описи 1735 года. По-видимому, уже ко времени обследования собора в 1778 году аркосолий был заложен кирпичом заподлицо со всей стеной и забелен. На северной стене аркосолия изображены друг против друга святые князья Борис и Глеб в молении. К их ногам припадают основатели монастыря - игумены Федор и Павел. На западном склоне аркосолия написан великий Киевский князь Владимир, отец Бориса и Глеба. Он изображен в царской короне и пурпурной мантии с белой опушкой, лицо его величаво, свтло-русые волосы красивыми волнами ниспадают на плечи. На восточном склоне - изображение ростовского святителя Леонтия, который одет в белую епископскую фелонь и белый клобук.
Звонница с церковью Иоанна Предтечи 1690 г


Благовещенская церковь с трапезной 1524-1526 гг.
Никаких сведений о росписи церкви Благовещения в документах не сохранилось, стены её сейчас белые. Однако во время реставрационных работ в 90-х годах в завалах заложенных печур были найдены большие фрагменты прекрасной живописи, которую можно отнести к XVII или даже к XVI веку. Сохранился фрагмент фигуры Богоматери в позе, характерной для композиции "Благовещение", и часть надписи, подтверждающей, что именно эта композиция была изображена на стене

А вот какие интересные плитки украшают крыльцо: всадник,
плохо видно, но лучше я не смогла, как не старалась - единорог и барс (если правильно разглядела)

птица Сирин)

битва или осада какого то города - к сожалению описания этих плиток, их происхождение не нашла.
Северо-Западная башня

Сретенская надвратная церковь 1692


Надвратная церковь Сергия Радонежского 1680 г.

На южной галерее церкви над арками расположены три обрамленных профильными тягами трехлопастных киота, в которых размещена деисусная композиция. В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне, в левом киоте изображена склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории, в правом - Иоанн Предтеча в зеленом хитоне со свитком в руках.
Под церковью находятся два сводчатых проезда, ведущие на территорию монастыря. Подпружные арки расположены значительно ниже сводов проездов, пространство между ними образуют простенки с полуциркульным завершением, соответствующим сводам. На них со стороны въезда и и со стороны монастырского двора размещены четыре композиции. Своды арок тоже расписаны.
Очень приятная вечерняя прогулка вокруг монастыря завершила  еще один наш день

Памятник Дмитрию Пожарскому. Именно в Борисоглебском монастыре князь получил благословение преподобного Иринарха на народное ополчение 1612 года



6 комментариев:

  1. Читала ночью, когда ты выложила. Так обстоятельно! Как здорово, что вы сделали такой майский рывок! Класс, запомнится надолго. Я помню время (1980-е), когда все фанатели от ростовской финифти. Моя маман купила себе все, что можно было с финифтью - часы, браслеты, кольца, кулоны, рюмки, ложки... Это было такое же сумасшествие, как увлечение гжелью)). Так и лежат они все в коробочках... Эх, вспомнилось.
    Какие крутые лестницы, но как здорово, что вы их одолели. Такие виды!!! Вам очень повезло с погодой! Классное путешествие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Саша! наверно если раскулачить шкафы твоей мамы можно неплохой музей сделать) Я кажется видела в детстве что то похожее на финифть, но мои родители вообще мало чем увлекались, так что завидую тебе)
      Лестницы жесть! Мы за тот день так налазились, что в Переславле я отказалась подниматься выше второго этажа))
      С погодой везло необыкновенно!!! Только в Угличе накрыло, но к тому моменту устали от впечатлений и уже особо ничего не хотелось.
      Все время вспоминала ваше с Димой путешествие на кораблике и думала как классно чередовался отдых с экскурсионной программой.
      Мне бы хотелось поинтереснее написать, но сил нет. Работы навалилось жуть((

      Удалить
    2. Ань, про шкафы не надо))), и смешно, и грустно. Все лежит в коробочках никому не нужное... Я в ее комнату могу попасть только когда ее куда-то вывозим,так что времени на исследование нет, что успеваю вытащить, то потом разбираю. Недавно вытащила пакет с бельем 70-80 гг с этикетками)), выбросила... Ужас. И смех, и грех...

      Удалить
    3. Грустно конечно, но я и сама немного коробочка, но знаю свою слабость поэтому покупаю только самое необходимое.

      Удалить
  2. Аня! Потрясающий рассказ! Спасибо тебе огромное, по твоим рассказам можно историю Руси изучать. Сколько информации, я за один раз все не усвоила, конечно, но буду возвращаться!

    Мы думаем с мужем и бабушкой совершить путешествие по Золотому кольцу России, Но это пока интересно нам, взрослым, а у детей другие приоритеты, но по твоим следам однозначно поедем. Буду руководствоваться твоими маршрутными листами.
    Спасибо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, с детьми самый лучший вариант - Ярославль. Мы там гуляли всего день, но легко могли бы неделю и не заскучали. Там ландшафтный зоопарк, самый большой в Европе, целый остров аттракционов, цирк, ближний пригород - карабиха с детскими программами. Очень рекрмендую. Я тебе потом на почту сброшу свой "рабочий" файл))

      Удалить