вторник, 8 января 2019 г.

Русский музей. Платки и шали в России XVIII–XXI веков

Перед Новым годом сходили в Русский музей. Удачно. Посетителей было немного.
Выставка проходит в корпусе Бенуа, продлится до 11 марта. Очень рекомендую. Экспонатов много, представлены не только платки, но костюмы, дано много интересной информации. Я наверно только половину смогла "запротоколировать", а покажу в блоге и того меньше, чтобы не утомлять) И все равно получилось объемно. Вставляла информацию со стендов в музее - ну вы понимаете, что это не я такая умная, а музей замечательно позаботился о посетителях!
На входе встречают вот эти три красавицы Русского Севера.
Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Костюм просватанной девушки 19 в.

Женский свадебный костюм. Пинежский уезд. Архангельская губ. В руках ширинка
 Женский праздничный костюм. 19в. Великоустюгский уезд, Вологодская губ. На плечах косынка - бранное ткачество.
И две городские красавицы)
Женский модный костюм. Вторая половина 19в. Платье 1880-е гг. Западная Европа (собр. ГМЗ "Петергоф") Шаль с египетскими мотивами. Косынка-фаншон.
 Девичий костюм. Конец 19в
Следующий раздел выставки относится к 17-18 векам. Сначала покажу два портрета.
Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной. Была второй женой Федора Алексеевича, но недолго - всего через два месяца после свадьбы он скончался. Наше внимание обращают на покрывало, такие ткани привозили из-за границы и стоили они очень дорого. Сама же фата в то время была непременной частью женского костюма
 Парсуна князя Андрея Большого Ивановича Репнина. Написана после его смерти, возможно по воспоминаниям близких. В руках князя платок-ширинка. Не исключают, что это свадебный подарок.
Кстати о платках-ширинках. Вы знаете что это такое?? Название связано с тем, что длина и ширина платка были одинаковы. Они зависели от ширины ткацкого станка - 40 см.
Играл исключительную роль. Так в описании свадебного обряда царей, неизменно вручался избраннице вместе с перстнем, после чего девушка нарекалась царской невестой.
В торжественных случаях царица, царевны и все присутствующие в царских платах женщины и девицы, держали в руках платок-ширинку. В деревнях такие платки, как и большей частью свадебный обряд, сохранились до 20 века.
Женский праздничный костюм. Первая половина 19в. Тверская губ. Покрывало - батист, вышивка белой гладью, тамбуром, стягами. Красота неописуемая.

Женский праздничный городской костюм. Конец 18в - начало 19в. Головное полотенце - льняные и золотные нити, вязание, сцепное плетение, галун.
 Девичий праздничный костюм. Конец 18-нач.19вв. Урал. Платок - золотное шитье
Дальше будут костюмы с незнакомым нам названием - канаватная фата.
Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города Канават, где производился шёлк, — большой платок прямоугольной формы, который набрасывали на головной убор и плечи. Но в поговорке «Голь перекатна, а фата канаватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить это дорогое дополнение костюма
Женский праздничный костюм. Конец 18-нач.19вв. Фата изумительная - с квадратными вставками золотными и серебряными нитями. Не забываем, что ткали тогда вручную. Круто?
Женский праздничный городской костюм. Конец 18-нач.19вв. Канаватная фата - шелк, золотные нити, ткачество
Женский праздничный костюм. Конец 18в. Галич. Костромская губ. Фата - шелк, золотные нити, ткачество. Впервые увидела наряд с однорогим галичским кокошником. Потрясающие впечатления)
А у этой красавицы, описание которой я не зафиксировала, к сожалению. Покрывало вышито вручную
К началу 19 века начинает формироваться тип квадратного платка. На смену канаватам с восточными узорами, приходит платок густо затканный золотными и серебряными нитями. Композиция такого платка имела центрический характер, по краям пышная кайма.
В 19 веке Подмосковье славилось своим парчовым товаром, расходившимся по всей стране.
Парчовые платки не были элементами повседневного будничного туалета, они составляли часть парадного женского наряда, надеваемого в торжественных случаях, и были распространены в купеческих кругах и у зажиточного крестьянского населения. Носили, как правило, в роспуск, наподобие головных покрывал набрасывая на головной убор.
Парчовые платки производились и во второй половине 19в., однако окончательно вышли из употребления к началу 20., уступив место набивным и шелковым.



А от этой роскоши голову закружило! Подпись к костюмам была скудная, без указания местностей и особенностей, к сожалению.

 Снова однорогий кокошник, но уже короче. Сказочно красивый!
 А какая пелерина!
 Платок здесь надет так же как ранее мы видели покрывало - всей шириной накрывает голову и спину, закалывали его под подбородком булавкой.

 На что обратила внимание здесь - по краям платка есть подвесы! Впервые вижу. К сожалению не знаю что это.
А этот платок был изготовлен в честь свадьбы будущего императора Александра II и его невесты Марии Александровны, о чем говорит монограмма из литер А и М.Платок. Первая половина 19в.  Фабрика Левиных? Коломенский уезд. Московская губ. Шелк, золотные и серебряные нити, ручное ткачество.
 И еще несколько платков фабрики Левиных


В Пскове носили необычные косынки, получившие местное название "золотая головка". На лиловом, коричневом или черном шелке золотное шитье расположено необычно, локальными пятнами разбросанными по всему полю. Углы завершаются маленькими трилистниками. Косынки повязывали таким образом, чтобы все шитые золотом мотивы соединились по контуру. Косынка превращалась в маленькую сверкающую золотом шапочку, называвшуюся "маршанок"
Вышивка выполнялась по "карте" - кусочек картона - "карты" - прикреплены к основе желтыми хлопчатобумажными нитями. Эти же нити местами просвечивают под золотными нитями, придавая особую яркость и светоносность вышивке. Каждая часть орнамента расшита вприкреп золотными нитями одной фактуры и цвета, ровными однонаправленными стежками. Одна из косынок вышита мелким речным жемчугом: реки Псковской губернии в старину были жемчугоносными.
Есть сведения, что вышивали такие косынки монахини Ивановского монастыря, находившегося в Пскове на Завеличье.




Город Торжок Тверской губернии был в 19 в. крупным центром золотного шитья, причем украшали шитьем и кожаную обувь, и церковные облаченья, и предметы женского костюма. Жительницы Торжка с праздничным костюмом из дорогой парчи и шелка носили белые платки, расшитые цветочными ветвями, букетами в углах и мелкими веточками и цветами по всему полю. Платки особым образом закалывались на шее так чтобы на спине и плечах ровно, без складок, лежали углы и края платка.

Торопецкие платки. Торопец - город Псковской губернии - в 18 в. был одним из самых богатых городов России. Местное купечество нередко заказывало живописные портреты членов семьи. Женские портреты, один из которых представлен на выставке, дают представление каким был праздничный наряд торопчанок. Наряд, стоивший баснословно дорого, включал распашные сарафаны на серебряных пуговицах, рубашки с вышитыми или отделанными кружевом рукавами, кокошник-"шишак" с объемными "шишками", числом до 30 и более. Поверх кокошников повязывали платки, шитые золотом с оригинальным орнаментом в виде крупных цветов и листьев. В шитье сочетаются различные приемы, швы с разнонаправленными стежками, разнообразной фактурой. Только торопецкие женщины завязывали платки под подбородком объемным узлом, в других местах их закалывали булавкой



Женский праздничный костюм. Середина 19в. Нижегородская губ. Платок. Шелк, золотное шитье по карте и в прикреп
Девичий праздничный костюм. Вторая половина 19в. Нижегородская губ. Косынка-"головка". Шелк, золотное шитье.
 Женский старообрядческий костюм. Вторая половина 19в. Нижегородская губ. Платок. Шелк, вышивка золотными нитями вприкреп и по карте. Бахрома

Женский праздничный костюм. Вторая половина 19в. Балахнинский уезд. Нижегородская губ. Платок. Шелк, золотное шитье по карте и в прикреп
Хотела коротко, но не получается. Как не поделиться такой красотой и деталями???!

Или этот платок! Как же я описание пропустила((

Каргопольские платки
Каргополь - уездный город Олонецкой губернии, был одним из центров старообрядчества на Севере. Именно здесь в 19 в. получило развитие золотное шитье, прежде всего на белых платках из миткаля и тонкого полотна. Такие платки были частью праздничного наряда каргополок, включающего расшитый жемчугом кокошник.
Каргопольские золотошвейные платки уникальны тем, что в них ощущается связь с традициями местного народного искусства: резьбы по дереву, крестьянской вышивки, и в то же время - шитья Древней Руси с его уникальными приемами: "ягодка", "клопчик", "косые рядки", "городок". Золотные нити в определенном порядке прикрепляются к основе цветными шелковыми нитями, их стежки образуют четкий геометрический узор на поверхности шитья.
Расшитых полностью платков не было. Угол платка, лежащий на спине, обычно украшен одной крупной сложной композицией. По местному обычаю платки закалывали под подбородком, свободно распуская углы по спине и груди. Благожелательные тексты вышитые по краям платков, например, "Сей платокъ девицы носить счастливо Пелагие Васильевны и благополучно", редко включают даты и имена мастериц. Можно утверждать, что промысел златошвейных платков был развит всю вторую половину 19 в, но расцвет искусства приходится на 1860-е-1880-е гг.: к этому времени можно отнести самые нарядные , с роскошным орнаментом, богатой фактурой шитья платки.




Далее шали дворянок) Иная красота

 Шаль-блонды. Середина 19 в. Имение Каменка Е.И.Городецкой Петровский уезд Саратовской губ. Шелк, многопарное плетение
 Шаль. Первая четверть 19в. Саратовская губ. Шерсть, двустороннее ручное ткачество
 Шаль 1820-1830-е гг. Шерсть, двустороннее ручное ткачество
 Шаль. 1820-1830е гг. Шерсть, двустороннее ткачество. Кажется про эту шаль говорили в телевизионном ролике, самая большая.

 Шарф. 1830е гг. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
Косынка. Середина 19 в. Батист, вышивка белой гладью и тамбуром, стяги
 Костюм куклы выполнен в конце 18в. дополнен свернутым ромбом платком. Это единственный на выставке платок того времени.
В русских деревнях вплоть до начала 20в. сохранялась и архаичная форма платка, участвовавшего в традиционных обрядах. На Севере платок-ширинку вручали жениху во время свадебного обряда, прикрепляя к головному убору или поясу новобрачного. Льняные платки-ширинки вышиты узорами в виде крючковатых крестов - один из древнейших сохранившихся в народном искусстве символом плодородия.
Свадебные платки-ширинки. 19 в. Архангельская губ. Лен, строчка, вышивка двусторонним швом.


Платки середины 19 в традиционно украшали тонким многопарным кружевом и вышивкой белой гладью, которую выполняли белошвейки в помещичьих усадьбах и в монастырях. На некоторых платках вышиты монограммы владельцев - две или три буквы,  русские или латинские, иногда с геральдическим символом
Носовые платки. 19в. Батист, маркизет, вышивка белой гладью, стяги
 Во второй половине 19 в с развитием кружевных промыслов заметно возрастает количество кружевных оплётов - нарядной каймы по краю платка. Удивительные по красоте и сложности оплёты платков выполнены в Вятской губернии в Кукарской кружевной школе. Выдающуюся роль в развитии русского кружева сыграла Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге (1883-1917 гг), ученицы которой работали по всей России учительницами кружевных школ
Оплёты носовых платков. Вторая половина 19 в. Кружево



Шаль набивная. Вторая треть 19 в. Фабрика Гучковых. Москва. Шерсть с хлопком, ручная набойка, клеймо.

Ассортимент русского шелкового производства, начиная с 18 в. неуклонно расширялся, осваивая новые виды тканей, ткацкие приемы, способы окрашивания нитей. С появлением в России в конце 1820-х г. жаккардового станка производство шелковых тканей значительно удешевилось, тоже касается и шелковых платков.  С переходом на жаккардовое ткачество поменялись и приемы декорирования тканей, составление композиций и орнаментов платков. Недоступные ранее широким слоям населения шелковые платки, шагнули в народ. Их изготовлением занимались не только крупные мануфактура, но и фабриканты-кустари. Владельцы предприятий часто заимствовали друг у друга наиболее модные узоры, к тому же самые популярные цветочные орнаменты были мало подвержены изменениям и выпускались в течении нескольких десятилетий. Растительные элементы орнаментов поражают своим многообразием. На двух одинаковых по цвету платках мы не встретим похожих букетиков или мелких цветочков. Прекрасное знание растительного мира, совмещенное с фантазией художника и мастерством ткача, вместе создали на текстильных изделиях целый "народный ботанический атлас"


Широкое распространение получили так называемые "рипсовые шали" - шёлковые тканые платки со сложным жаккрадовым узором в виде крупных букетов и гирлянд цветов, переливающиеся насыщенными контрастными сочетаниями  - зеленого с красным, лилового с оранжевым. Существует два текстильных термина "репсовая ткань" и "рипсовая ткань". Репс- общее понятие относящееся к широкому кругу тканей разных волокон, подразумевает плотные ткани "в рубчик". "Рипсом" в 19 в. называли только мягкие шёлковые плательные и платочные ткани "в рубчик". В собрании Русского музея более 20 "рипсовых шалей" и почти все они были привезены из экспедиций по Русскому Северу. Северянки отправляясь на гуляние, часто набрасывали их на плечи или степенно несли их на согнутой в локте руке, сложенные углом, нередко по несколько штук.  "Рипсовая шаль" дополняла наряд девицы на выданье и служила головным покрывалом для степенных замужних женщин
Женский праздничный костюм. 19в. Бирюченский уезд, Воронежская губ

 Костюм "повязочницы" - девичий праздничный костюм. Конец 19-нач.20в. Пинежский уезд, Архангельская губ. Платки - "аловицы". Шелк. Шали "рипсовые". Шелк
 Женский праздничный костюм. Конец 19-нач. 20 в. Селов Чернуха, Арзамасский уезд, Нижегородская губ.  Головное покрывало - "крышка"
Набойка даже сегодня является наиболее распространённым способом декорирование текстиля. Большинство русских фабричных платков и шалей конца 18-20 веков, находящихся в собраниях музеев и частных коллекциях, созданы в технике набойки (ручной или машинной). Применение этой технологии позволяет достаточно быстро менять ассортимент узоров, подстраиваясь под переменчивую моду, технические новинки, политические изменения в стране. В собрании Русского музея представлены практически все основные российские текстильные предприятия Москвы и Подмосковья, Петербурга, Владимирского и Калужского регионов, занимавшиеся производство шёлковых, хлопчатобумажных и шерстяных набивных платков и шалей.
Хронологические рамки создания предметов, находящихся в этой коллекции, охватывает более 250 лет, что позволяет проследить основные этапы развития художественных традиций в оформлении платков и шалей с середины 18 до начала 21 века. Владимирская губерния, старейший текстильной регион России. Развитие набивного промысла было обусловлено рядом обстоятельств:  здешние земли были малоплодородны и крестьяне вынуждены были искать другие источники доходов. Уже в конце 17 века здесь был развит холщовый ткацкий промысел и крестьяне возили свои изделия в Москву и Петербург на продажу. Самыми старыми платками в собрание Русского музея является изделия ивановских мастеров набойщиков. Фрагмент хлопчатобумажного платка производство фабрики Варвары Грачёвой, входивший когда-то в собрании Дмитрия Бурылина, является самым старым по времени производства датированным набивным платком в собрании Русского музея. Он был создан в 1815 году. Подобный колорит и элементы орнамента существовали на отечественных набивных предприятиях на протяжении очень долгого времени
Платок. 1815. Фабрика В.Е.Грачевой. Иваново. Хлопок, ручная набойка.
 Платки с ручной набойкой. 19 в. Москва

 Образцы ситцевых платков по рисункам Ольги Федосеевой. "Коллективизация", "Аэропланы. Конец 1920-х- начало 1930-х.  Иваново. Хлопок, механическая печать


 П.Н. Филонов. Шарф. 1932 г. Шелковый маркизет, роспись акварельными красками
Многие из важнейших событий, которыми богата история России, нашли отражение в «памятных платках». Традиции производства подобных изделий восходит к 17 веку, когда на английских мануфактурах, под эгидой Гильдии продавцов канцелярских товаров, на шелке начали печатать географические карты. Со временем темами печатных платков стали важные государственные события, военные победы, политические скандалы, сатира, учебные пособия, головоломки, загадки и многое другое. Многие важные события стали сюжетами набивных «памятных платков»: юбилей Бородинского сражения, годовщина восшествия на престол династии Романовых, Боснийско-герцеговинское и восстание 1870-1871 годов. Художники обращались к реалистической манере изображения, заимствовали темы из печатной графики, живописных произведений, использовали пышные орнаменты, характерные для исторических стилей включали в композицию памятники скульптуры и пояснительные текст. В первые советские десятилетия текстильные производства ориентировались на старые дореволюционные образцы, используя композиционные схемы и орнаментальные приемы разработанные ещё в XIX веке. В советское время разработкой сюжета в памятных платков занимались известные художники станковисты и прикладники, и в оформлении изделий отражались все изменения, происходившие в общем русле развития отечественного искусства.  Помимо привычных для XIX века темы Отечественной войны 1812 года в ассортименте памятных платков появляются и новые сюжеты: Фестиваль молодёжи и студентов 1957 года, 100-летний юбилей Ленина и др. Во второй половине 20 века цели и задачи, традиционно ставящиеся перед «памятными платками», меняются. Утилитарная функция платка начинает доминировать над информативный, рождается новое явление – «текстильный сувенир». В сюжетах платков всё чаще появляются виды городов, изображения памятников и достопримечательностей. 
Платок в честь 10-летия советской власти. 1927 г. Первая ситценабивная фабрика. Москва. Сатин, механическая печать.С клеймом.

Эту девушку не зафиксировала описание. Жалею. Удивительный наряд!


Девичий праздничный костюм "кокушницы". Нач. 20 в. Пинежсктй уезд, Архангельская губ. Платок - кон.19в-нач.20в. Производство семьи Барановых, Александровский уезд, Владимирская губ. Хлопок, механ. печать
 Женский покосный. Нач.20в. Грязовецкий уезд, Вологодская губ. Платок "глинистый". Кон19в-нач.20в. Хлопок, механич.печать. Ой как мне платок нравится!!! Все нравятся конечно, но этот я бы носила)
 Женский праздничный костюм. Конец 19-нач.20в. Село Секирино и Корневое, Скопинский уезд, Рязанская губ. Платок нач. 20 в. Владимирская губ., г.Шуя? Хлопок, ручная набойка.
 С.С.Моргунова. Косынка "Евгений Онегин". 1930-е г. Фабрика художественной росписи тканей №2 Ленинград. Крепдешин, горячий батик
 Л.И.Стомак-Гославская. Платок "Северный орнамент" 1959 год. Фабрика художественной росписи тканей №2 Ленинград. Креп-жоржет, горячий батик
Верх: Н.А. Михайлова. Платок из серии "Эрмитаж": "Петровская галерея" 1968г. и "Золотая гостиная" 1965.Объединение "Новость" Ленинград
Низ, справа: Н.А. Михайлова. Платок из серии "Эрмитаж" "Парадный" 1974г. Объединение "Новость" Ленинград



 К.В.Овчинников. Платок "Нил" 2014г. Искусственный шелк, полноцветная цифровая печать
 К.В.Овчинников. Платок "Ледяные фламинго" 2015г. Искусственный шелк, полноцветная цифровая печать
 Вязанные платки)

 Современные платки представлены ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура»

Вот такая потрясающая во всех отношениях выставка! Огромное спасибо и земной поклон сотрудникам Русского музея. До сих пор хожу под впечатлением и буду стараться найти время, что бы пройтись еще раз!
Ну и совсем напоследок - Русский музей на сайте разместил тест, посвященный выставке http://rusmuseumvrm.ru/test-platki/q.htm Проверите себя???


13 комментариев:

  1. Ань, красота-то какая!! спасибо что поделилась!
    Это ж прямо твоя-твоя тема, вот бы тебе ездить с экспедициями по старым деревням, чтобы все это добро собирать. Ведь кто-то же этим занимается.. Как тебе идея?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что посмотрела)) Очень много получилось, хотя я отсняла около 400 фотографий и выложила не так много
      Не, к сожалению я поздно занялась этой темой. Вот как тянуло на истфак в школе, так мен все время туда и возвращает. Только уже ни сил, ни времени. В экспедиции люди ездят, и музеи направляют ежегодно, и частные коллекционеры, и скупщики которые потом на этом хорошо зарабатывают. Говорят что практически все сундуки выгребли, мало осталось старины. Мне просто огромное удовольствие доставляет смотреть все это, узнавать все больше нового. И наша старина меня очень сильно удивляет. Какие навыки мы теряем!

      Удалить
    2. Ничего не поздно, мне кажется все можно начать в любой момент (ну это я больше себе говорю, чем тебе) :)
      Я тут на днях читала про промышленную революцию, и прочитала о том, что мастера своего дела,которые жили припеваючи до индустриализации и были востребованы по полной программе, с началом этой самой индустриалиации оказались не у дел и были вынуждены выживать в первые 50-60 лет. И тут твой пост, со всей этой красотой и мастерством...
      смотрела на фото и думала о том, как и почему русские ремесла стали вымирать. Как-то не задумывалась раньше, в какой именно момент стало происходить умирание ремесел в деревнях. То есть революция, войны - оно понятно, но ведь не только они, это же раньше началось наверняка.

      Удалить
    3. а еще мне знаешь что понравилось - современные лица у манекенов :) Какие-то сто лет, и вот тебе та же самая девушка, но теперь в джинсах и маечке :)

      Удалить
    4. Не, Оля, это как у Раневской - семья это все, прежде чем завести семью решите, вам нужно все или семья? Можно было бы, если члены семьи единомышленники, но такое редко случается и не в моем случае тоже.
      Русские ремесла действительно погубила промышленность. Зачем тратить время и вышивать платок, если можно купить готовый. А покупка, для крестьянства это было прежде всего показать свою состоятельность. Да и не только для крестьянства. Почему такие длинные рукава были у русских в допетровскую эпоху, а в некоторых районах они сохранились в праздничном наряде до 20 века? А это демонстрация, что мы живем так богато, что руками ничего не делаем.
      Мои свекры лет 10 назад перестали сажать картошку, зачем тратить силы, время и деньги на удобрение почвы, если можно пойти и купить ее?
      Кстати про манекены. Мне кстати современные не нравятся) Знаешь почему? Эталон красоты был совсем другой)) Девушка, женщина должны были быть кровь с молоком! Румянец во всю щеку) Объемность и формы. Потому что это признаки здоровья. Такая женщина сможет родить много детей, работать по дому и в поле. Слышала рассказы, что кажется в Орловской губернии будущую невесту сажали на мешок с орехами - не треснут, ее замуж не возьмут.
      Кстати, если интересно, глянь сюжет, там как раз про промышленную революцию https://www.youtube.com/watch?v=JBhOOiS0_9k
      самое печальное, что она смыла самоидентичность! Ведь если раньше по наряду можно было с достаточной легкостью определить из какой губернии, уезда, а то и села, женщина, то после все стали одинаковые. Даже в теме платков это видно. Одни и те же узоры печатали и носили практически во всех регионах страны. Печалька

      Удалить
    5. Ух ты, это я про длинный рукав прочитала. Я таких подробностей не знала.
      Видео посмотрела - спасибо за ссылочку. Очень интересно! И рубашечка мне у дядечки понравилась, в цветочек. С ситцем из Японии, е-мое. Прямо буду такую присматривать себе.

      Удалить
    6. Боровский дядька интересный) Рассказывает, как песню поет. Правда его не очень любят люди, занимающиеся русской традиционной культурой))) Он очень хорошо суммирует информацию - вроде вот это читал, о том слышал, а его слушаешь и картинка становится целая.
      Если интересно, послушай вот тут лекцию https://www.youtube.com/watch?v=PRDXkMXTdmE
      В России к сожалению сейчас старинные рисунки не печатают. Реконструкторы выкручиваются за счет корейских и японских тканей. Видела что Русские начала заказывали специально печать нужного рисунка, не помню только какому производителю. Что то наш президент на большой пресс-конференции упоминал про возрождение производства льна, посмотрим...

      Удалить
    7. Благодаря тебе я теперь по-другому смотрю на вещи в магазинах. Ты существенно расширила мой кругозор, спасибо Анют!

      Удалить
    8. Я очень рада!!! У меня огромное потрясение было, когда начала узнавать культуру своей страны. Наш город маленький, основан в 1929 году. Один музей, краеведческий в три комнаты и все. Так что была вообще чистым листом)))

      Удалить
  2. Аня, великолепная выставка! С таким интересом все рассмотрела. Сколько красоты в одном месте собрали.Спасибо тебе огромное за пост. Такое удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Саша! Русский музей радует в последнее время масштабными выставками! Год назад была тоже исключительной красоты выставка "Народное искусство Нижегородского края". Я там к сожалению не снимала описания, хотела каталог купить, а в итоге осталась с одном картинками. Все никак не соберусь с мыслями как их выложить. Моих знаний к сожалению не хватает.

      Удалить
  3. Огромное спасибо! Великолепный обзор. Удивляюсь, как фотографировать разрешили. Вечно на временных выставках это проблема. Так обидно. Альбомы к выставкам сейчас такие дорогие.
    Очень хочу сходить посмотреть в живую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Кира) Слушай, вот и Марианна удивлялась, она специально в день открытия бегала, чтобы поснимать. А я когда зашла на выставку - таблички о запрете съемки висят. Смотрю народ все равно фотографирует. Подошла к смотрителям - можно? можно, только без вспышки. Потом уже вспомнила, что в январе прошлого года на выставке Народное искусство Нижегородского края без проблем снимала.
      Так что ура! Потому что с такой выставки уйти без снимков - заработать инфаркт. А каталог вроде 2 тыс стоит. Но он реально большой. Видела его в интернете по 4,5 тыс!

      Удалить