четверг, 6 марта 2014 г.

Айвар - интервью для группы Вконтакте "Они вдохновляют"

Интервью печатается с разрешения администраторов группы Вконтакте "Они вдохновляют"



1) Добрый день! Традиционный вопрос: Почему оформление? Какими путями судьба привела к этому?

Это сложный вопрос…На самом деле, я тут вспоминал, что, оказывается, свою самую первую рамку я сделал еще в 84 году, будучи учителем труда в школе))) Мог ли тогда предположить, что через 10 лет стану багетчиком?))) Ну а вообще в этот бизнес я пришел в 94 году, имея художественную галерею. Собственно, для оформления картин моих друзей, да и своих тоже, мне и пришлось открыть багетную мастерскую. Просто, однажды, участвуя в выставке латышских художников в Художественном музее г. Висби (Швеция) в 1990 году, для своих акварелей я заказал деревянные рамки самому лучшему столяру в Риге. Сам резал ножом паспарту из ватмана, и так гордился тем, что в итоге получилось – это были «шедевры» невиданной красоты в самых лучших рамах…Но, приехав в Швецию, и приложив эти рамки к выставочным стендам в Музее, оказалось, что это вовсе не рамы, а плохо покрашенные «плинтуса»… То что в Риге было восхитительно, в выставочном пространстве смотрелось как будто из помойки достали… Понятно, что и мои акварели превратились в невесть что, в подобном оформлении… И вот тогда я принял смелое решение- вытащил все свои работы из рам. Потом сходил в ближайший магазин художественных товаров и купил там несколько листов настоящего картона для паспарту и простейшую линейку для резки окон под 45 град. Поскольку все это стоило для нас, советских людей, целое состояние, то мне было жалко резать целый лист на кусочки, и я прямо в полном листе ( а это 80х112 см) вырезал окна под свои работы,(з30х40) и потом декоративными булавками закрепил все это на стене, без рам и стекол. Мои акварели заиграли… Самое смешное было после открытия выставки, когда ко мне подходили шведские художники и говорили, что столь эффектной и дорогой подачи картин они еще не видели… Вот тогда то я воочую убедился, как важно оформление для работ. Излишне говорить, что с той выставки я вернулся без работ… Их все купили)))Поэтому, когда в 94 году мне прислали предложение по багетным товарам из Финляндии, мы тут же побежали искать деньги и купили свою первую багетную мастерскую…Она, кстати, до сих пор работает в Риге под названием «Крастс»)))

2) Не секрет, что "Айвар" в мире вышивки уже стало знаком хорошего и качественного оформления. Насколько ощутима эта известность? 

Да? Мне что- то об этом говорили, но я как -то не очень этому верю))) По крайней мере я постоянно вижу критику в свой адрес. И вообще - то отношусь как раз к этому (к критике) очень спокойно, так как глупо было бы хотеть нравиться всем. Ведь всенародная любовь лишь у поп звезд. )))

Честно говоря у меня к этому сложное отношение.
Во-первых, немного неловко от того, что многие шлют восторженные эпитеты по поводу оформленных работ. Просто не знаешь как реагировать. 
А во-вторых, эти комплименты в основном касаются тех работ, которые, на самом деле просто грамотно и со вкусом сделаны. Подобное под силу любому моему коллеге. Ничего сверх необычного мы не делаем в мастерской. Поэтому получается, что девочки нас восхваляют не потому что мы такие хорошие, а потому что вокруг все очень плохо… Это грустно.
Может именно поэтому я уделяю много сил и времени пропаганде качественного оформления и среди клиентов, и среди багетчиков. Преподаю в Русской Багетной Школе, насколько могу, делюсь своим опытом с коллегами. Но мне кажется, что ситуация стала немного выправляться, и мы уже не одни такие…, кто просто хорошо делает свою работу.







3) Жителям Санкт-Петербурга и Москвы повезло с достаточно не сложной процедурой отдать свои работы в Вашу мастерскую. А как быть жителям других городов, которые не очень доверяют почте? Не могли бы посоветовать мастеров, которых обучили, в других городах?

Вообще то география наших заказчиков не исчерпывается Москвой и Питером))) Присылали работы и из Якутска и Новосибирска и многих других больших и малых городов…Так что на самом деле в наш век, расстояния, это ничего…
Хуже с границами)))

Ну а вообще подобная рекомендация кого либо, это в какой то степени даже не этично и не коллегиально. Кто я такой, чтобы говорить - вот это мастер хороший, а это плохой…Но совсем другое дело, когда есть некие независимые и объективные свидетельства профессионализма и ответственности. В позапрошлом году мы основали свой профессиональный союз - Гильдию Багетчиков России. С прошлого года стали проходить занятия в Русской Багетной Школе в Москве, которые посетило более ста человек. Мы присоединились к оформительским стандартам FATG, принятым в англоязычных странах благодаря стараниям Английской Гильдии Багетчиков, которой уже более 100 лет! В России уже есть несколько десятков багетчиков, которые успешно сдали экзамены по уровням оформления и получили международные сертификаты. Поэтому определенной гарантией качественной работы мастерской являются свидетельства и дипломы Гильдии, РБШ, сертификаты FATG. Мы планируем в ближайшее время составить списки всех студентов наших семинаров, и опубликовать их в широком доступе, чтобы клиенты могли знать, к кому обращаться.
Хотелось бы только предостеречь, что различные семинары с выдачей дипломов проводят и оптовые компании. Но, в отличии от наших, там в основном показывают, как работать с тем или иным товаром, продвигаемым той или иной компанией. Непосредственно к профессиональной работе это мало имеет отношение… Я, например, знаю мастерскую в Питере, которая гордится и хвастается подобными дипломами, а сама при этом безбожно кромсает канву у вышивок и натягивает их при помощи степлера… Ни один студент Русской Багетной Школы, прошедший курс по работе с текстилем никогда такого не допустит!

Но все же хочу отметить мастерскую Багетная мастерская "Люкс", Великий Новгород под руководством Ирины Коньковой. В ее мастерской работает мастер, который делает изумительной красоты и сложности ручные фигурные резы на паспарту, равной которой я не знаю в России. Да и сама Ирина стремится к новым знаниям, поэтому очень быстро прогрессирует.
Салон багетного дизайна "Золотой Багет" из Пятигорска. Там подобралась очень творческая команда под руководством Оксаны Матковской. Обладая компьютерным станком для резки паспарту, они на нем творят такие шедевры, от которых даже признанные зарубежные мастера приходят в восторг.
В Казахстане в Астане работают мои ученики, известные на всю страну….
Андрей в Белоруссии г. Брест. vБагет Набирает темпы и удивляет…
Юра в Омске. Пытается внедрить знания полученные в Школе в повседневную практику, но пока мало известен среди вышивальщиц в своем городе. 
А в Саратове, в одной из мастерских, работает девочка, сертифицированная по стандартам FATG –что вообще большая редкость для регионов.



4) Узнав про наше интервью нас завалили вопросами для Вас. Все они таки или иначе объединились в два... 
Какие вопросы надо задавать в багетных мастерских, как определить качественные материалы, оценить работу мастеров других багетных мастерских, чтобы работы не были испорчены в них?

Первый и главный вопрос. Работает ли мастерская по 5 уровням оформления?
Если о них ничего не слышали, то заказчику, дорожащей своей работой, там делать нечего… Потому что эти уровни определяют не дизайн, не качество углов собранной рамы, а именно отношение к оформляемой работе, ее сохранность! Если мастерская работает по этим уровням, то ими все и регламентировано, и дальнейшие вопросы не нужны. Никто вам на 4-том -консервационном уровне дешевое кислотное паспарту не поставит, и скотчем не приклеит.
Понимаю, что показатель цены не объективен. Но все же, если вы нашли мастерскую, которая дешевле всех, то вряд ли там вам все сделают как надо…Ведь чтобы держать низкие цены мастерская использует самые дешевые ( читай не качественные и вредные) материалы, и экономит на всем, что вы не видите, например ставит вам не целые форматные паспарту под низ, калькулируя по целому формату, и много чего еще…
Одновременно, я бы остерегался и самых дорогих мастерских))) Просто потому, что зачастую эта дороговизна заключается в разводке клиента на самые дорогие рамы. И мало говорит о качестве. А если мы говорим о вышивках, то зачем нам ампирные кренделя на ней? Да и вообще, в оформлении вышивки рама, это лишь треть стоимости… Основное- это работа с паспарту, декор и качественная натяжка.
Поэтому, придя в мастерскую, вы смотрИте не на количество образцов предлагаемых материалов, а на стены… Висят ли там примеры оформленных работ? Попросите посмотреть стопку выполненных, но еще не забранных клиентами работ…просто из любопытства…
Вы там все увидите))) И ровность натяжки, и зарезы- перерезы на окнах паспарту, и какой задник… И, простите, оправдания приемщицы, что эти огрехи случайность, что именно для вас расстараются тут не проходит…
Ну а вообще то я бы всем рекомендовал обращаться не в ближайшую к дому приемку, а непосредственно в мастерскую, где вы можете поговорить с мастером, который лично будет выполнять ваш заказ. 



5) И еще один вопрос от наших читателей. Какие ошибки допускают рукодельницы в работах, которые могут мешать достойному оформлению? Чего надо избегать? Какие требования для оформления без необходимости что-то придумывать и прятать ошибки?

Ой))) Их так много! Если честно, то уж совсем идеальные вышивки приносят ой как редко))) 
Самые распространенные проблемы - это грязь и перетяжки на частично зашитых вышивках. Поэтому я всегда советую мастерицам перед походом в мастерскую обязательно положить свою вышивку на чистый лист БЕЛОЙ бумаги и, немного разглаживая руками. разглядеть все огрехи. Помните - мастерская ни стирать, ни гладить, ни ваши хвостики ниток обрезать НЕ ДОЛЖНА И НЕ БУДЕТ!
И, пожалуйста, ну очень вас прошу…правильно центруйте свою работу… А то иногда приносят вышивки, где свободной канвы кот наплакал,
И еще… Работая с бисером и со стразами Сваровски пожалуйста!!!! Надежно фиксируйте концы ниток… Бегание по магазинам в поисках одной единственной бисеринки, которая отвалилась и, естественно, потерялась, , это не то, чем должен заниматься багетчик…
Ну и самая неприятная проблема- это, конечно, перекосы…Не знаю, как другие, но мы в своей мастерской не делаем наценки за исправления вышивальных огрехов… Хотя вот именно перекосы забирают в три-пять раз больше времени на натяжку, чем нормальная работа…И, не всегда все же они устранимы…
Ну а вообще, если честно, то у нас практически нет проблем, которые мы не могли бы решить или замаскировать. Возможно, нам просто везет, и к нам несут свои работы те, кто ими дорожит, а не столы вытирает…





6) Какие основные композиционные ошибки часто допускают наши рукодельницы, когда выбирают оформление в других багетных мастерских? Как избежать перегруженности, аляповости оформления?

Тяжело сказать… Вы знаете, как известно « На вкус и цвет…» Я вообще стараюсь не обсуждать чужой дизайн с позиции «нравится не нравится»… Вы знаете, как правильно должен называться тот процесс, когда вы приходите в багетную мастерскую со свои заказом? Не подбор оформления, не сдача заказа! А создание дизайн проекта будущего оформления! И вы совместно с мастером должны обсудить его! Ведь вышивка, это не картинка на тряпочке- это 3D объект. И в ней все имеет значение. И бархатистость ниток, фактура, объем, композиция, цветовой строй.
Абсолютно все! И мне кажется, большая ошибка, это когда заказчик или дизайнер отталкиваются лишь от конкретного изображения вышивки. Это однобоко.
Надо правильно понимать с чем имеешь дело и исходить из этого в своем выборе. Ведь вышивка это предмет ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. Кстати, в этих трех словах и кроется разгадка, почему одна и та же вышивка может быть обрамлена десятками отличных друг от друга вариантами оформлений, и все они будут правильными. 
Вышивка- это декор (декоративно)- соответственно может быть оформлена ярко, весело, оформление может не только присутствовать в восприятии работы, но ее и дополнять, украшать, спорить с ней, ведь в этом случае конечное изделие не вышивка, а КАРТИНА –где оформление- неразрывная часть целого.
Прикладное- то есть нести утилитарную функцию, а она, как известно, быстротечно…
Поэтому тут и часы, и ключницы, и шкатулки, тут же и вышивки без стекол в Икеевских рамках. То есть оформление может быть как минималистическим и бюджетным, так и вообще не иметь никакой связи с внутренностью, а уж скорее относиться к интерьеру.
Искусство…А вот тут уж оформление должно раскрывать ВСЕ качества вышитых картин. И для багетчика, создание такого дизайна, это тоже- Искусство)))

Поэтому на самом деле, столь популярная у девочек фраза – оформление забило вышивку, это вообще ни о чем…А точнее, написавшая подобное, видит в этом дизайне вышивки Искусство, а клиент- Декоративное))) Ну а мастер просто выполнил пожелания клиента.

Ну а если все же дать советы, то только общие…)))
1. Помните, что склоняясь к темным тонам паспарту, при оформлении под обычное стекло, все это начнет бликовать.. 
Я уже говорил, что любая вышивка имеет объем. А значит, для вышивок нужна бОльшая дистанция до стекла. Это минимум два слоя паспарту, а лучше три. А если без него, то или двойная рамка, или с особыми дистанциями. Самая большая ошибка это ставить работу на контакт со стеклом. Тут вы сразу получаете лишь растровую картинку, выполненную путем вышивания.
2. Паспарту темных тонов создает эффект «туннеля» - удаляя предмет от зрителя.
Паспарту светлых наоборот - выдвигает вперед.
3. Старайтесь выбирать основное паспарту из фоновых оттенков дальнего плана. Тем самым вы больше сконцентрируете внимание на смысловом центре. 
4. При двойном паспарту внутренняя каемка выбирается близкой к цвету основного объекта на изображении. Тем самым вы подчеркнете, что тут главное. Не делайте ее шире 5 мм, она начнет давить.
5. Помните- взгляд дорисует недостающее изображение под паспарту, но рамка – это уже граница. Дальше изображения нет.
6. Паспарту относится к вышивке - рамка- к интерьеру. Поэтому, если рамка плохо сочетается с самой работой, то просто увеличьте ширину полей паспарту.






7) В чем Вы черпаете свое вдохновение? Какие фильмы, музыка, книги заряд заряд к творчеству?

Вы знаете - вся моя жизнь – в работе… Поэтому источник вдохновения находится там же… И его не надо долго искать - это ваши вышивки))))
Ну и… клиенты, естественно…Ведь столько благодарностей в свой адрес я наверно никогда не получал за всю свою жизнь…Просто ощущаю себя человеком, чей труд, идеи востребованы. А ведь это настоящее счастье для любого творческого человека.

8) И, традиционно, просим что-то пожелать нашим читателям....

Во- первых, любить, и быть любимыми…
И не только в общепринятом значении… Ведь когда любишь что либо, то эта энергия переходит к этому объекту и сохраняется в нем…Когда вы с любовью делаете свое рукоделие, я, как мастер, чувствую это и вкладываю в работу тоже частицу своего сердца
И это же и во-вторых, и в-третьих и в-четвертых….)))
Любите и любимы будете!


Фото с Айваром обязательно сделаю, когда пойду забирать Жасмин) Прям откажусь без этого уходить) А пока могу предложить фото, сделанные Яной Бебре на Формуле Рукоделия http://bobrika.gallery.ru/watch?ph=bkbM-fkJHv и http://4.bp.blogspot.com/-q8ip6-3LlyE/UxTxvKhvV_I/AAAAAAAAIYQ/jJEvbmuhybs/s1600/IMG_6079.JPG. Еще Айвар дал интервью в Томске, местному телевидению! http://www.youtube.com/watch?v=tYvPfLQYYHY

13 комментариев:

  1. Аня спасибо!! почитать было интересно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, спасибо) Я его даже теперь перечитываю, что бы избежать ошибок)

      Удалить
  2. Как интересно! После надругательства с моей работой я вообще боюсь багеток. А в Москве у них есть представительство?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Таня, я помню твои рассказы. В Москве представительства нет. Но он сам частенько в Москве бывает. Девочки обычно с ним списываются и отправляют по почте, а он после оформления либо высылает кому то одному, чтобы вышло дешевле, либо сам привозит или жена. Яна Бебре, кого я точно знаю из москвичей у него оформляется таким образом)
      Он на последнюю Формулу возил готовые работы москвичей, я видела в мастерской такую огромную стопку - даже не представляю как тащить то ее)))

      Удалить
  3. Спасибо большое, почитала с удовольствием, таких багетчиков бы побольше :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танечка! Мне порой очень хочется свои старые работы вскрыть и посмотреть, как же они сделаны? Да и вообще переоформить бы их... За что лично я люблю Айвара, хотя и у него бывают не очень работы, мне не надо как в других багетках ничего выбирать. Я просто отдаю вышивку и говорю о принципиальных для меня вещах - срок, стоимость, роспись добавлять или нет, ну и чтобы например паспарту было поуже (ох, любит он широкое поставить...)

      Удалить
  4. ага-ага-ага, дождались, спасибо! очень приятный человек, судя по интервью и фотографиям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оля! Айвар душка и очаровашка) С ним общаться одно удовольствие))))

      Удалить
    2. Я была уверена (только не бей), что он такой весь... восточный-восточный товарищ... черноволосый и носатый... не знаю почему, видимо имя так ассоциировалось :) А он вон какой... блондинистый и симпатичный (на всякий случай - носатые-черноволосые - ничего личного!) :)

      Удалить
    3. Ха-Ха-Ха))) Оля, ну ты не одинока)))) Просто не знала такое имя и оно у тебя сассоциировалось с Анваром) Айвар это латвийское имя). Айвар Пожарский латыш из Риги)) Представляю, какое недоумение у тебя вызвали его фотографии))))))
      Я второй раз сталкиваюсь с этим именем. У нас на свадьбе был музыкант по имени Айвар, его предложил управляющий рестораном и сразу сказал - латыш, не путать)))) Правда дядька был исключительно колоритный - большой, с вьющимися волосами до плеч) А как пел!!! Вот после него, я имя Айвар произношу правильно (в отличии от многих))) с ударением на первую букву.

      Удалить
  5. Аня, спасибо, интересно почитать )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. кажется пора ехать в Питер! XD

      Удалить
    2. Саша, это всегда пожалуйста!!! Если здоровье не подведет, даже провожу по всем злачно-рукодельным местам)))))

      Удалить