Витославлицы. Усадьба.
Выставка "Возраст человеческий". Показан жизненный путь крестьянина и традиционно-бытовую культуру, сопровождавшую его на этом пути.
Очень интересная выставка, конечно лучше ее было проходить с экскурсоводом, прислушивались к тому что они рассказывают - интересно. Но с нашей егозой... Как ее стоматолог говорит - никогда еще я не лечила зубы так быстро
Выставка "Возраст человеческий". Показан жизненный путь крестьянина и традиционно-бытовую культуру, сопровождавшую его на этом пути.
Очень интересная выставка, конечно лучше ее было проходить с экскурсоводом, прислушивались к тому что они рассказывают - интересно. Но с нашей егозой... Как ее стоматолог говорит - никогда еще я не лечила зубы так быстро
Человек приходит в "божий мир", чтобы прожить достойно отведенное ему земное время, чтобы пахать, засевать землю, любить отчизну, растить детей и оставить благородный след. А затем вернуться в тот мир, из которого вышел, зная, что с его смертью жизнь на земле не кончится
Часть первая. Детство. Это время освоения мира, роста, подготовка к выполнению своих жизненных задач
Свивальник
Обрезание пуповины, захоронение плаценты были первыми действиями, отделяющими младенца от враждебного воздействия "иного мира". Обтиранием и обмыванием ребенка повитуха как бы смывала все принесенное им из потустороннего мира. В воду для мытья ребенка клали различные предметы, обладающие по представлениям крестьян, особой сакральной силой. "Коли положить в воду крестовой травы да уголек из печи, то ребенок чист будет перед богом, да и домашний стародревний божок, что в печурке живет, любить его будет и жаловать".
Предметы используемые бабкой-повитухой в ритуальном купании новорожденного: шайка, черпак, веничек, полотенце
Предметы используемые бабкой-повитухой в ритуальном купании новорожденного: шайка, черпак, веничек, полотенце
Стульчик детский - "сидуха"
Первородный грех снимал с ребенка также обряд крещения - введения новорожденного ребенка в христианскую общину. Стараясь узнать будущее младенца, в воду купели бросали его волосы, закатанные в воск. Всплывут на поверхность - младенец будет жить, потонут- умрет в детском возрасте. Часть жизненной силы, обладателем которой был коллектив родственников, новорожденный "получал" во время крестильного обеда. В дальнейшей жизни ребенка большую роль играли крестный отец и крестная мать.
Выписка из метрики Николаевской церкви о рождении в семье крестьян Леонтия Алексеева и Акулины Семеновой дочери Настасьи. 1848 год.
Выписка из метрики Николаевской церкви о рождении в семье крестьян Леонтия Алексеева и Акулины Семеновой дочери Настасьи. 1848 год.
Детство начиналось с момента рождения человека и рассматривалось как время роста, чистоты, безмятежности, игры, как время освоения мира, подготовки к жизни. Младенчество - трудное время для матери и ребенка. Мать должна была сохранить жизнь новорожденного, вскормить его, поставить на ноги. Уход за ребенком - купание, кормление, одевание - проводилось на основе народных традиций.
купание укрепляло здоровье ребенка, снимало сглаз и порчу.
Первое и последнее кормление ребенка грудью сопровождалось ритуальными действиями. В день отлучения от груди гадали о будущем ребенка: клали различные предметы на скатерть и смотрели к какому предмету потянется ребенок.
Атрибуты гадания: хлеб, веретено, нож, книга, монеты
Уход за ребенком заключался так же в том, чтобы научить его сидеть и ходить. Для обучения использовались специальные приспособления: стульчики-"сидухи", ходульки.
Первые шаги ребенка сопровождались обрядом "разрезания пут"
Окончание младенчества отмечалось "постригом" - первой стрижкой волос.
Атрибуты обрядового действа отрезания пуповины у новорожденного: топор, веретено. Пуповину девочке часто перерезали на веретене или прялке, надеясь что она станет искусной пряхой, домовитой хозяйкой. Мальчике отрезали пуповину на топоре - будет хорошим хозяином, мастеровым.
Обрядовые предметы для "разрезания пут" и пострига: чуньки, яйцо, лучина, ножницы, монеты.
В отрочестве дети приучались к систематическому труду, получали знания, усваивали умения, навыки, нравственные нормы, приобщались к христианской религии и постепенно включались в обрядовую жизнь.
Переход младенца на новую ступень освоения мира связывался с отлучением от груди, а затем вручения ложки. "Кашка на ложке, а молодец на ножки"
По мнению крестьян, ребенок, рано начавший сидеть и ходить, был более жизнестойкий. Для этого разрезал крест накрест "путы" - воздух между ножками дитя, когда оно впервые на них становилось.
Чтобы не приостановить рост ребенка, до года ему не обрезали ногти (обкусывали) и не стригли волосы.
С обрядом первого пострижения завершалась первая ступень жизни малыша. С вручением в трех-семилетнем возрасте одежды - девочкам рубахи, сарафана или юбки, а мальчикам рубахи и портов - начиналось официальное деление детей по полу.
Ходульки.
Главным занятие ребенка до семи лет была игра. Взрослые с уважением и полной серьезностью относились к играм детей. Играя, дети крепли физически, получали информацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях, учились жить вместе в согласии и дружбе.
Приобщение новорожденного к человеческому миру начиналось с обряда опоясывания. Без пояса ходить грех, говорили в народе. Пояс защищал от всего злого и недоброго.
Скатерть и поясаСаночки на двоих)))
Постепенно дети включались в обрядовую жизнь деревни, поскольку все, что изображалось или производилось ими, считалось очень значимым. Например, на Страстной неделе в среду рано утром или поздно вечером ребята бегали с коровьими колокольчиками-боталами около деревень, приговаривая "Около двора железный тын". Они встречали и провожали "широкую" Масленицу, участвовали в святочных и новогодних обрядах.
Предметы связанные с детским трудом: приспособление для вязания сетей, коромысло, кнут, скребница, седелка, колокольчик-"болтало
Довольно рано родители начинали знакомить детей с православными традициями, так как крестьянская жизнь была неразрывно связана с верой. Грудных детей носили в церковь для причастия. С трех-четырех лет учили молиться. Приобщали к православию и церковно-приходские школы.
Крестьяне в детях развивали умственные и душевные способности, воспитывали любовь к Богу, отечеству, людям, делам, прививали привычку добросовестно трудиться, чтобы разумно и с открытыми глазами вступили в жизнь. С пятилетнего возраста дети приучались к работе: прясть, гнать скотину, загонять птиц. К пятнадцати годам девочка приобретала все знания, необходимые крестьянской женщине, будущей хозяйке дома. К шестнадцати-восемнадцати годам мальчик осваивал почти все мужские крестьянские работы.
Сундучок девочки-няньки. Справа - раколовка
Часть вторая. Молодость
Когда заканчивалось отрочество - девочки становились девушками, а мальчики парнями, молодцами. Начиналась новая жизненная пора - молодость.
Уходящие на службу парни по традиционным представлениям имели такое же "переходное" положение как новорожденные, молодожены и не погребенные мертвецы. Их повсеместно называли "рекрутами" или "некрутами"
Костюм рекрута в большинстве традиций не отличался от повседневной или праздничной.
Провожали в солдаты всей деревней, всем "миром". Обязательным элементов проводов были рекрутские гуляния: катание на лошадях, гостевание и шествие по деревне с песнями.Накануне отъезда устраивался вечер куда приглашали родственников, друзей и одногодков солдата - парней и девушек. Рекруту вручали ритуальные подарки: носовые платки, кисеты, давали деньги. Большое значение имел сбор подорожной котомки, куда входила чашка, ложка, провизия и предметы имевшие магическое значение, призванные защищать солдата от пуль и смерти, например иконка.
День отъезда был был наполнен обрядовыми действиями: застолье в доме призывника, благословение родителей, гадание на службу, ритуалы направленные на возвращение домой
День отъезда был был наполнен обрядовыми действиями: застолье в доме призывника, благословение родителей, гадание на службу, ритуалы направленные на возвращение домой
Дары новобранцу
Ковш-черпак, ковш-скобкарь
Утварь застольная: ковш-скобкарь, ковш-черпак, жбан, ендова, горшок квасовой, бутыль
В жизненный обиход входили новые привычки, разрешенные только взрослы. Менялась манера держаться. Значительные изменения происходили в одежде. Родители старались одеть своих взрослых детей получше. Например, парню приобретали хороший полушубок, крытый сукном, пиджаки и брюки суконные, хорошие сапоги, часто тратя последние деньги.
Деревенская община ставила перед молодыми людьми уже иные задачи. Они должны были работать, участвовать в обрядовой жизни деревни , весело проводить свой досуг, но самое главное подбирать брачную пару для продолжения рода.
Особую трудность представляла проблема девичьей одежды. "Курицу не накормишь, девицу не нарядишь". Характерной чертой внешнего облика молодежи был нарядный костюм с преобладанием фабричной ткань, который молодые люди носили не только в праздники, но и будни. Костюм как бы подтверждал овладение молодыми людьми необходимыми для поддержания себя и своей будущей семьи знаниями и умениями. Поэтому не случайно в девичьем костюме особое значение придавалось наличию рукоделий
В период зимних празднеств молодежь была занята в святочных обрядах. По народным воззрениям, все то совершалось на Святки, оказывало воздействие на ход событий в течении всего года в целом.Молодые колядовали, ходили ряженными, особенно любили заглядывать в дома к потенциальными женихам, невестам, чтобы приглядеться.
После окончания Святок наступал период свадеб. Встречи, знакомства, объяснения и разговоры о свадьбе чаще всего происходили в хороводах. Вступление в брак рассматривали как главное жизненное предназначение каждого человека
Свадьба. Приданное невесты
Костюм новгородской невесты
Дары жениха и невесты друг другу: мыло, пудреница, пояса с надписью
Серьги-бабочки, девичий венец.
Атрибуты венчания: потир, кольца обручальные, брачный венец, набор венчальный
Платок, фальшонка
Невеста после венчания меняла прическу и головной убор с девичьих на женские. Обряд проводился в разные моменты свадьбы: после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. Вместо одной девичьей косы заплетали две, укладывали их вокруг головы и покрывали женским головным убором. Обряд сопровождался приговорами, пением и символизировал переход девушки в "бабье сословие"
Часть третья. Зрелость
Со вступлением в брак заканчивалась молодость и начиналась зрелость, самая длительная пора возраста человеческого. Человек становился зрелым после одного года семейной жизни и рождения первого ребенка. Рождение детей рассматривалось как благословенье Божье супружескому союзу. С этого времени молодая семья считалась состоявшейся. Могла существовать самостоятельно, организуя свой жизненный уклад и создавая свои семейную долю. По представлениям крестьян доля дается каждому с рождения. Она дается Богом, но может быть перераспределена в различных переходных ритуалах, например во время раздела имущества. Воплощением доли, достатка, благополучия всей семьи, в том числе отделяющихся членов, был каравай хлеба, который разрезался на столько частей, на сколько делилось семейство. Кусочек этого каравая могли хранить в семье несколько лет
Приговор сельского схода с. Шубина Боровичского уезда о семейном разделе крестьянинаАтрибуты обряда раздела имущества
Не подписано. Зыбка, похоже накрытая материнской юбкой. А вот что за пузырь висит, не знаю
СтавняКиот с иконами. Такие висят во всех, увиденных нами, избах
По рассказу экскурсовода, при отделении семьи, хозяин приглашал односельчан на строительство нового дома. Обычно оно занимало 2-3 месяца. А еще я не знала, что есть примета - кто первый в дом зайдет, тот первый умрет, поэтому и запускали кошку.
Ритуальные предметы перехода в новый дом: киот с иконами, горшок-растворник для заквашивания теста, лапоть для переноса домового
Экскурсовод рассказывала, что эта красивая дверь висела на туалете и дедушку, в хозяйстве которого ее обнаружили, пришлось долго уговаривать с ней расстаться. " как же я буду туалет закрывать?"
Большуха
В ту пору женатых мужчин называли мужиками, а замужних женщин - бабами. На принадлежность к бабьему сословию указывали прическа и одежда замужней женщины. Баба заплетала и укладывала две косы. Для замужней крестьянки считалось большим позором появиться на людях с непокрытой головой. Будничными головными ублрами были повойник или сборник, праздничными - сорока, кокошник. Женщины надевали или накидывали на плечи также платки. Традиционный праздничный костюм женщины отличался наличием в нем большого количества предметов одежды, преобладанием красного цвета, а так же множеством украшений.
Фартук или запон
Традиционный праздничный костюм женщины отличался наличием в нем большого количества предметов одежды, преобладанием красного цвета, а так же множеством украшений.
В народе говорили: от мужика пахнет ветром, а от бабы дымом". В отличии от мужчины, на котором лежала обязанность общения с внешним миром, женщина отвечала за жизнь внутри дома: семью, домашнее хозяйство. Она топила печь, пекла хлеб, готовила пищу, ведала продуктами, следила за порядком в доме, воспитывала детей и ухаживала за скотом (кроме лошадей), занималась домашними ремеслами.
Посуда и утварь для молочного хозяйства: сырница, кринка, форма для масла, подойник
Орудие для перемотки ниток) это не я, это так подписан экспонат. Рядом швейка)
На Егорьев день для защиты своего скота хозяин трижды обходил двор со значимыми предметами: иконой, освященной вербой, пасхальным яйцом, свечой и топором. Клал к дверям шерстяной пояс, клещи, крюк, выгонял животных на улицу, а потом загонял опять во двор. Затем уже хозяйка с освященной вербой в руках гнала скотину на место выгона.
Сохранение и приумножение своего хозяйства и достатка, закладка благополучия подрастающего поколения были основной заботой большака и большухи. Необходимо было "поставить детей на ноги, вспоить, вскормить, женить и долю дать (наградить)"
Предметы обрядовых действий:собирания росы- скатерть, кувшин
очищения - яйцо, монета серебряная, рукомойник
защиты домашних животных - фартук, крюк навозный, фрагмент хвоста лошади, ножницы стригальные, камень-оберег
Костюм мужчины состоял из рубахи-косоворотки, всегда подпоясанной, подол которой был выпущен поверх узких портов. Пояса женатых мужчин были более короткие и узкие по сравнению с поясами парней. Женаты мужчины обычно стригли волосы "в кружок", "под горшок", таким образом, что лоб, ушли, часть шеи оказывались закрытыми волосами. Носили бороды и усы, которые были признаком возраста и социального положения.
Большак нес на своих плечах всю физическую тяжесть крестьянского труда. Он выполняла все основные сельскохозяйственные работы: пахота, сев, косьба, ухаживал за лошадьми, производил плотницкие работы, заготавливал дрова, подвозил сено для скота
Орудия земледелия. А обувь называется - поршни)
Инструменты и изделия гончарного ремесла: ножи, рогатка, лопатка, свистульки, грузила-пудыши
Большак распоряжался деньгами, имуществом и средствами производства, организовывал ежедневную жизнь семьи, решал вопросы о покупке и продаже скота, кормов, хлеба.
Набор разновесов. Платежная книжка крестьянина. Векселя долговые крестьян
Часть четвертая. Старость
Незаметно, постепенно приближался человек к своей старости. А она наступала тогда, когда мужчина и женщина утрачивали способность к деторождению и активной трудовой деятельности.
Передавала "большину" старая хозяйка дома выпекая, например, рыбник совместно с молодой невесткой, приступающей к хозяйствованию.
Атрибуты для передачи "большины": квашонка, совок, ключи
Богатый нравственный и трудовой опыт оставлял стариков равноправными в семье и общества. Они старались работать до последнего часа. Старухи пряли, нянчили детей, пололи огород, помогали в приготовлении пищи, собирали ягоды и грибы
Горшочек с клубком для обряда обучения прядению девочек
Комплекс для плетения обор - слева. Справа - Изделия и инструментарий для плетения из природных материалов: солонка, корзинка, мяч-шелыга, грузило, поплавок, костыг, кочедыг, шемилки
Комплекс предметов для изготовления свечей
Как только старик начинал слабеть силами, он лишался звания и прав большака - главы семьи.
Значительна была роль стариков в индивидуальных ремесленных занятиях, рыболовстве, пчеловодстве, пастушества. Старые люди выполняли особую роль в обрядах по защите от бед и несчастий, а так же похоронно-поминальных
А чтобы не растечься еще на один пост про господин Великий Новгород, вот что мы еще в тот день успели увидеть
Юрьев монастырь. Находится совсем рядом от Витославлиц. Точнее это музей находится рядом с монастырем) Основан он в 1030 году!!! князем Ярославом Мудрым
Георгиевский собор. 1119 год
После обеда сходили в Музей изобразительных искусств. Очень приятный!
Мой любимый Рябушкин)
А вот так четыре года назад выглядело Рюриково городище. Судя по информации в интернете, сейчас намного лучше)
Вот такая двухдневная поездка была в Новгород! Очень надеюсь и жду новой встречи с этим чудесным местом!
как интересно, Аня, спасибо!!
ОтветитьУдалитьтоже захотелось съездить посмотреть :)
непременно!! Элизе будет интересно. но можно еще годик подождать, у них в 4 классе начинается история небольшими кусочками
УдалитьАнь, с таким удовольствием прочитала!
ОтветитьУдалитьИ в голове не укладывается - ведь веками традиции соблюдали, ну как же ухитрились просрать-то все подчистую?? Все эти переходы от девочки к женщине, от мальчика к мужчине, да даже элементарная смена сезонов - это ж так важно, а мы как автоматы живем, оторванные от всех традиций. Это ж не только религиозное, там же все на связи с природой построено. Ох, меня пробрало как.
В общем, спасибо, отличный пост!
Спасибо, Оля) Я сама пока текст выбирала, заново пересматривала и перечитывала - получила огромное удовольствие. Хорошо, что есть блог! Даже Вконтакте так не читается
УдалитьНу как просрали... Очень бурно пошли изменения в 20 веке. И технологические и идеологические. У Жегаловой в книге Русская народная живопись потрясла вступительная статья, что вчерашние крестьяне придя на выставку в ГИМ были потрясены - сколько красоты и необычности было избе, они уже все забыть успели.
Большое счастье, что остатки этой культуры хотя бы на уровне музеев осталось. Есть книги, есть коллективы и объединения людей, пытающихся сохранить и передать нашу память. Я, например, у мамы научилась песне, скорее всего ее перед свадьбой пели. Ульяну научила. Надеюсь она своим деткам ее будет петь.
Оль, в Европе все сдохло веке в 13-14. А у нас до середины 20 века местами сохранилось
Очень жаль, что говор пропал, ведь в разных частях страны говорили по разному. Радио все стерло. А былины! Это эпос который чудом сохранился, зафиксирован и есть исполнители! но их мало кто слушает. Вон, моего мужа не заставить русскую музыку слушать((
Это здорово, что ты Улю учишь песням. И про музеи ты права, хоть где-то что-то сохраняется. У меня прямо тоска-тоска по старым традициям, раньше такого не было :(
УдалитьНаверно нужно либо жить в этом с рождения, либо накопить определенный жизненный опыт и понять и потянуться. Как мне хочется хотя бы сарафан! и рубаху! может быть когда нибудь...
УдалитьОля, приезжай! детки скоро вырастут, давай будем мечтать, что ты приедешь в Россию, в Питер, а я буду встречать тебя в сарафане)
Ань, я почти разучилась мечтать и что-либо планировать для себя, но я бы очень хотела в Питер! Поэтому может быть и соберусь когда-нибудь. Я тебе говорила, что вся линия деда у меня из Питера, а бабулина - из Одессы, и мое детство - это такой микс из аристократического Питера и шумного пестрого Привоза. Эти два города для меня значат ооочень много. ТАк что шей сарафан, может свидимся :)
Удалить