Страницы

четверг, 7 марта 2019 г.

Народное искусство Нижегородского края (вторая часть)

Продолжаем нашу экскурсию по Нижегородскому краю)
Обещанная девочковая часть)
Вышивки, которая привычна нам, здесь не было. Наверно слишком богаты были земли. Много старообрядцев, женских монастырей - этих золотошвейных центров.
Даже представить себе сложно, как выглядело улица села или города, когда в праздничный день выходили на прогулку женщины и девушки в таких нарядах!

Самый богатый наряда у молодых женщин. Глаз не отвести!


Женский праздничный костюм. Середина 19 в. Шугай, сарафан, платок

 Потрясающей красоты платок! Их закалывали булавкой под подбородком.


Платок 19 в. Арзамасский уезд
 Косынка. 19 в. Арзамасский уезд. Шелк, золотное шитье
Женский праздничный костюм. Середина 19 в. Шугай, сарафан, платок



Девичий праздничный костюм. 19 в. Арзамасский уезд. Рубаха, сарафан, душегрея, косынка-"головка", ожерелье. 



А это костюм старообрядцев. Вроде простой, сдержанный, а платок тем не менее так же богато украшен золотной вышивкой
 
 Почему то разглядывая эту тесьму в голову приходит слово - кокетливая)
 Старообрядческие лестовки
Не помню подписи к этой фигуре. Но какой платок!!!!!! 






 Девичьи повязки в сложенном виде)
 Вышитые оплечья. Позже увидите подобные на рубахах

 Снова девичья повязка. Как красиво и вроде не сильно сложно придумано. По галуну пущен ниткой бисера растительный орнамент, в котором сделаны вставки разноцветными стеклами и сеть-поднизь, покрывающая лоб. Каждый раз любуюсь и жалею, что сейчас такого на улице не увидишь. Такой простор фантазии, вкусу и мастерству.
 Женский головной убор - кокошник.
 Женский головной убор - повойник. с.Чернуха, Арзамасский уезд, конец 19 в. Бархат, золотное шитье.

Девичьи головные уборы - "повязка". 19в. Арзамасский уезд. Галун, сеченый перламутр, цветные стекла 


 Головной убор - кокошник. Конец 18-нач. 19в. Бархат, золотное шитье.
 Женский головной убор. 19 в. Полховский Майдан. Бархат, бисер, золотное шитье.



Арзамасские красавицы)

 

Женский праздничный костюм. Конец 19-нач.20в. Арзамасский уезд, с. Чернуха. Рубашка с оплечьями-"мышками" (шелк, золотное шитье), сарафан (шелк, бахрома, галун), передник-запон (парча, золотное шитье), пояс (шелк, плетение, золотное шитье), головной убор - сорока (галун, золотное шитье), шейное украшение "Борода" (бахрома из золотных нитей)



 Оплечья-"мышки". Шелк, золотное шитье
И еще один женский праздничный костюм из с. Чернуха. Сарафан (шелк, бахрома), передник-запон (бархат, шелк, золотное шитье), пояс (шелк), головной убор - повойник (бархат, золотное шитье), платок (шелк, ткачество, бахрома)




 Кстати платок через год принял участие в выставке "Платки и шали")) Найдете?

 А этот платок через год был не на манекене, а разглаженный на стене.
 Вязаная обувь. Конец 19в- нач 20в. Шелк, войлок, вязание на спицах

Ну и под конец, предлагаю вам прогуляться немного по выставке с телеканалом Санкт-Петербурге, по их сюжеты станет ясно, как много я пропустила) Но охватить все было просто невозможно! https://topspb.tv/programs/stories/466374/

8 комментариев:

  1. Ёлки-палки! Как же красиво! И это носили) Не то, что мы сейчас...все на стеночку, да на стеночку...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Света! Я после таких выставок летаю неделю и больше) Вот больше года прошло, а пересматриваю фотографии и впечатления оживают
      На стеночку раньше тоже вешали вышивку, обычно в виде полотенец. Но у новгородских видимо они не больно то использовались. Чаще была роспись. Даже донца прялок, использовались как настенное украшение. Но это точно расскажу, когда в Нижний съездим в турпоездку))

      Удалить
  2. Аня, это восторг! Такая красота! Такие богатства! Как представлю, что предки-крестьяне такое носили! Пусть "в пир", но в ведь в каждой семье были были такие сокровища! Спасибо, что показала. Приду еще завтра рассматривать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я от Русского музея в большом восторге, такие замечательные выставки готовят!
      Как то увидела комментарий под выдержкой из описания иностранцами поездки по Руси, что крестьяне и холопы в золоте ходят - мол вранье, не может такого быть и не выдержала, влезла с пояснениями. Показала фотографии некоторых костюмов и у человека был шок)) А если бы еще и фильм-реконструкцию сделать - жизнь крестьян разных губерний, с нарядами, песнями, обрядами... Сколько красоты и смысла было заложено. Какое мастерство в каждой детали.

      Удалить
  3. Аня, очень красиво и роскошно конечно, но ты предстать как тяжело это на себе таскать! К счастью не каждый день :-)
    Не только этот платок, но и часть нарядов и других платков были замечены мною на выставке платков. И главное всегда они "в тему"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) я уж не стала про другие наряды писать) Да, там и девичий наряд полностью представлен, и старообрядческий. Радуюсь, когда узнаю экспонаты с предыдущих выставок!
      Они были привыкшие носить много надетого и тяжелого.
      Я Вконтакте совершенную прелесть нашла, одна из групп публиковала несколькими статьями ДНЕВНИК ПИНЕЖСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ГИИИ 1927. Чуток процитирую:
      "Таню одевали на «метище» в её светелке, и я видела эту церемонию подробно. На несчастную надели рубашку до колен, затем розовую нижнюю юбку, затем последовательно один на другой три сарафана — красный, розовый и лиловый — с рубашками и поясами и, наконец, сверх всего этого нарядную рубашку с кружевами, спускавшимися почти до кисти и синий нарядный шелковый сарафан. Рукава были перевязаны у запястья темно-малиновыми лентами, а под лентами стянуты резинками, чтобы ленты лежали неподвижно. Пояс поверх последнего сарафана — широкая синяя шёлковая лента, а под ней — маленький тугой поясок; лента должна была лежать на нём свободно. На голову надели сначала белый ситцевый платок («чтоб не пропотело»), а затем второй — нарядный, шелковый палевого цвета. Утром у Тани этот платок был голубой, но полагается на таких гуляньях менять платки в течение дня, чтобы показать свои наряды и богатство (приданое). Вообще на «метище» переодеваются несколько раз в день. Волосы совершенно подбираются под платок, что очень уродует девушек. Мы с Л.М. Шуляк нарядились было по-здешнему.
      — Порато баско! — в восхищении закричали присутствовавшие в Таниной светёлке женщины. Это означало по-пинежски — «очень красиво». Но мы сами себе показались невыразимыми уродами.
      К своим праздничным нарядам девушки относятся очень бережно: идя на гулянье верхний сарафан подбирают, спереди придерживают руками и плывут по улице как колокола: чем толще девушка, тем она считается величественнее и значительнее. Если смотреть на такую приближающуюся группу издали, выглядит очень эффектно."

      Удалить