3 сентября мне посчастливилось побывать в Москве. Впечатления от этой поездки оказались безумно
приятными. Город встретил нас теплом, голубым небом и небольшими брызгами
дождя. Я успела сделать главное –
побывала в выставочном комплексе Государственного исторического музея на
выставке «Праздничная одежда народов России». Более ста лет музей собирал эти
богатства, а выставил их впервые и, к сожалению, только до 3 октября. И хотя я
внимательнейшим образом изучила Вконтакте не менее пяти фотообзоров выставки, просто необходимо было
увидеть все своими глазами.
УРА! УРА! УРА! Выставка оказалась очень популярна и ее продлили до 10 января!!! Нас много и это замечательно))) Может еще и постоянную экспозицию сделают...
УРА! УРА! УРА! Выставка оказалась очень популярна и ее продлили до 10 января!!! Нас много и это замечательно))) Может еще и постоянную экспозицию сделают...
Выставка и небольшая и в тоже
время объемная. Витрины не такие глубокие, как в РЭМе и хорошо подсвечены, можно достаточно хорошо рассмотреть экспонаты
и моя камера дотянулась практически до всех деталей, до всех шовчиков)
Выставка организована по географическому признаку. Сначала Русский Север – Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии.
Изумительной красоты обрядовые
рубахи. Их надевали только замужние женщины на первый день покоса, выгон скота и другие значимые события
крестьян. Красная рубаха это ткачество, не вышивка. А вот две другие вышиты
швом роспись с разделками, это когда швом роспись делался контур и заполнялся
внутри стежками и гладью. Очень красиво! Мечтаю попробовать)
А какие красивые головные уборы! Это девичьи - открывают темечко и позволяют демонстрировать косу.
Для косы, кстати, тоже был наряд - косник. Эти очень дорогие и нарядные, золотная вышивка, золотная бахрома, золотное кружево
Но самые красивые, богатые и дорогие головные уборы были у замужних женщин.
Сороки, но это лишь часть головного убранства, которое включало в себя 14 составляющих:
Сороки, но это лишь часть головного убранства, которое включало в себя 14 составляющих:
И кокошники:
А накрывали эту красоту вот таким нарядным платком с золотным шитьем. На этом даже можно прочитать, кому он принадлежал
И конечно, наряды то показаны праздничные, были украшения. У северян они часто делались из речного жемчуга, а после того, как промысел угас или был переориентирован, использовали бисер и дутые бусины.
Так же большой популярностью пользовался янтарь, который находили на берегу Белого моря.
Следующая часть выставки посвящена русским, проживавшим в европейской части страны.
Московская губерния
Нашла на рукавах и переднике очень интересный рисунок выполненный поддевчатым швом
Смоленская губерния
В одном месте, на рукавах, столько красоты! Поддевчатый шов, шов косичка, цветная перевить!
А у этого наряда, тоже из Смоленской губернии, потрясающий комплекс! Узор оплечья повторен на манжетах и переднике.
Более того, на переднике он выполнен цветной перевитью! Какая работа!!!!
Рязанская губернияПоддевчатый шов на груди, вместе с косым крестом
и на воротничке) оберегает!
Красота! Читала, что Рязанской губернии было присуще сочетание красного и черного цветов в вышивке. Наглядно убедилась)
Тамбовская губерния. Вот в момент, когда я увидела эту сряду, можно было вызывать санитаров, потому что начала подвывать и подпрыгивать)))
На шушпане строчка-вырезы!!!!!!!!! Привет хардангеру)))) обрамление швом косичка
И обережная вышивка на мужской рубахе, той же Тамбовской губернии)
Мало того, что швом набор выполнен рисунок "репей", еще и по краешку поддевчатый шов)
В наряде из Пензенской губернии мало вышивки, но очень много солярных знаков или свастики, или ярги, кому как нравится.
А какие головные уборы!!!!!!!!! Извините, но фото много! не могу удержаться)
Близкий мне, так как свекровь из этих краев, торопецкий кокошник, Псковская губерния! Знаете зачем шишечки? Это пожелание иметь столько же детей)
Кокошник "наклон" Костромская губерния. Вот так он и носился, как показано) Рогом вперед)
Сборник, Вологодская губерния
И еще один сборник, Костромская губерния! А до чего красивый узор! Не забываем, пока что я показываю крестьянскую одежду!
И этот сборник из Костромской губернииСлева - повойник, Брянская губерния, а справа - сорока из Орловской губернии
Кокошник из Курской губернии
И деталь женского головного убора - подзатыльник. Ни один волосок не должен быть виден у замужней женщины. Та же Курская губерния
И еще кокошник из Курской губернии. Хотя мне больше напоминает воронежскую сороку
Сорока. Тверские карелыИ еще сорока тверских карел
Сказочная красота! Сорока. Южные и Центральные губернии.
А этот экспонат вызывал наибольший интерес наверно у всех посетителей выставки. Сорока рогатая. Тамбовская губерния. Читала, что самые длинные рога носила молодуха, а чем старше становилась женщина, тем меньше были рога на ее головном уборе. Забавную деталь рассказала экскурсовод - с рогами нельзя было ходить в церковь, но и от головного убора женщины отказываться не собирались. Придумали такой выход, рога мягкие, их аккуратно складывали назад и сверху закрывали платком)
Внизу на лентах сороки вот такая вышивка. Как видите, солярный знак славяне очень любили. Жарникова писала, что его значение «дарующий все хорошее, приносящий счастье».
Еще одна рогатая сорока из Рязанской губернии
Сорока. Центральные и Южные губернии.
Сорока с подзатыльников. Рязанская губернияСорока из Тамбовской губерни
Кокошники и сборник из Нижегородской губернии
Пензенская губерния. Вот здесь показана не только сорока, но и волосник, который одевался под нее. В лобной части волосника деревянная дощечка, что бы придать форму.
На выставке представлена и традиционная одежда, которую носили в городе. Это были не только простые люди или купцы, но и дворяне. Особенно патриотические настроения царили в их среде во время отечественной войны 1812 года. Наряды эти дорогие, потому что сшиты из привозной ткани, а вышивкой украшены разве что рубахи. Но какой...
Головные уборы к этим нарядам одевали соответствующие
Кокошник
Кокошник-головка или кика новгородская. Тверская губернияДевичья головная повязка - лента. Ярославль
Кокошник. Владимирская губ., г.Муром
На территории нашей страны проживают не только русские, но и много других народов. Читала упреки, что на выставке нет украинцев и белорусов, но думаю тут дело скорее в том, что они имеют свои государства не входящие в состав РФ. Тех же китайцев нет, хотя их диаспора тоже довольно обширна.
Далее представлены народы Поволжья. Очень интересные наряды у мордвы. Вот интересно, мордва и русские жили бок о бок в Пензенской губернии, но как отличаются их костюмы. А как много использовались раковины каури) Они, кстати, считались женским символом и пожеланием большого потомства.
Далее представлены народы Поволжья. Очень интересные наряды у мордвы. Вот интересно, мордва и русские жили бок о бок в Пензенской губернии, но как отличаются их костюмы. А как много использовались раковины каури) Они, кстати, считались женским символом и пожеланием большого потомства.
Мордва-эрзя. Обратите внимание на поясное украшение. Девушки надевали в 13-14 лет и носили всю жизнь. Вес украшения мог достигать шести килограмм; его называли "поясом стыдливости", так как без него считалось неприличным выйти на улицу. Экскурсовод сказала, что таких поясов, пулогаев, могли одевать несколько.
А головной убор немного напоминает наш) Пушки русские девушки и женщины тоже любили по бокам вешать
Подол рубахи
А головной убор уже относится к типу "сороки". К верхней части головного убора прикреплен прямоугольник из русского набивного ситца, как редкая новая деталь. И назывался он "златной", не иначе как потому что с золотной вышивкой
Еще в коллекции музея есть любопытная ткань, ее даже рубахой назвать сложно. Висела просто накинутая на манекен. Сами музейщики затрудняются сказать - свадебная это одежда иди похоронная. Вконтакте люди веселились и рекомендовали большими буквами написать - МОРДВА) чтобы наши националистически настроенные товарищи не нацепили на себя что то подобное. Уж очень много на ней солярных знаков, а также ромбов и S-мотивов
У чувашей девушкам не принято было показывать макушку, они носили специальные шапочки и застегивали под подбородком на ремешок
И снова раковины каури, теперь в праздничном наряде марийской женщины
Очень интересная вышивка на праздничном рубахе северных удмуртовУ башкир одежда украшалась монетами и металлическими штампованными бляшками. Кстати, с монет старались стереть изображением лица, оставляя лишь очертания профиля
Головной убор у башкир украшали не только монетами, но и раковинами каури, кораллами и полудрагоценными камнями
А еще узнала про калфак) Видела их в РЭМе, а здесь подробно рассказала девушка экскурсовод
Калфак - традиционный татарский головной убор, носили его замужние женщины. Он имел твердый околыш и мягкий верх, и свисал набок
Вот такое платье носили невесты в Адыгее. Экскурсовод сказала, что на экспозиции платье княжны, но больше нигде такого подписано не было, так что утверждать не берусь.
Подвесные лопасти к рукавам отличаются по цвету, потому что они были очень дорогие и трудоемкие в изготовлении и потому передавались по наследству
А вот любопытный экспонат) Женская парадная обувь. Экскурсовод рассказывала, что эти приспособления привязывались к сапожкам невесты и она должна была весь день ходить в них и даже танцевать.
А это головной убор аварцев, Дагестан! Посмотрите, как красиво вышит он сзади! Какие мотивы!
На выставке представлена гордость музея - нанайская одежда из рыбьей кожи. Мало того, что ее действительно делают из кожи крупных рыб, но еще и украшают аппликацией!
Очень понравился свадебный халат нанайцев. Как красиво он украшен, а какая забавная аппликация)))
Праздничная мужская и женская одежда эвенов. Шилась из оленьей замши, меха, украшалась бисером
Не показала и половины того, что есть на выставке. Она заканчивается 3 октября и если есть возможность - загляните, не пожалеете.
На телеканале Культура на днях вышла передача "Не только сарафан и кокошник" в рамках проекта "Россия, любовь моя!". Автор и ведущий Пьер Кристиан Броше, беседуя с Сергеем Анатольевичем Глебушкиным, как мне показалось, был ошарашен многообразием русского костюма, хотя ранее были передачи о Воронежском крае и Северной вышивке. Мы и сами многое не знаем о своей культуре, многообразии, о наших соседях по стране.
Кроме ГИМа, я побывала еще в музее-заповеднике Коломенское на выставке Чары Русского Севера. Об этом напишу отдельно.
А пока хорошего всем воскресного вечера)
Спасибо большое за такой удивительный рассказ и возможность посмотреть на выставку!
ОтветитьУдалитьСпасибо, что заглянула)) Что то у меня о выставках и музеях пока получается чаще рассказывать, чем о своей вышивке..
УдалитьБогатство!!!
ОтветитьУдалитьКакие головные уборы! Потрясающе. Спасибо, Ань, что показала!
Пожалуйста, Саша)) Головные уборы меня потрясли! Их в ГИМе около 2000! Очень хотелось бы увидеть книгу по головным уборам. Много осталось нераскрытого. Хочется и полное убранство увидеть, со всеми частями и понять почему на очелье нанесен тот или иной рисунок. Вышивали сами крестьяне или приобретали вышитые куски, а дальше собирали головной убор самостоятельно? Многое хотелось бы узнать. Но вот во выходным экскурсии водят девочки, а в будние дни проходят авторские экскурсии научных сотрудников - вот было бы попасть на такую, но пока это лишь мечта
УдалитьАнют, спасибо за экскурс! Очень интересно посмотреть-почитать!
ОтветитьУдалитьЖенечка, спасибо за компанию))
УдалитьОчень интересно! Спасибо!)
ОтветитьУдалитьНина, я очень рада, что понравилось!
УдалитьС интересом пересмотрела всё в 120-й раз :) Аня, спасибо!
ОтветитьУдалитьПару поправок: на рязанской рубахе (где передник с тамбурной вышивкой) не черная вышивка, а синяя - у меня есть макрофото, там везде, на вышивке и на ткачестве, четко виден синий, голубовато-джинсовый буквально цвет. Не думаю, что это вылинявший черный - тогда бы неравномерно было бы окрашено. Но по символике, смысловой нагрузке черный и синий у русских очень близок, это да. Мне вообще именно этот костюм понравился цветовыми сочетаниями, очень современные.
И про городской костюм: ни на одной экскурсии не говорили, что это носили высшие слои, в каталоге такой информации в описаниях тоже нет. Вам сказали так на обзорной? В каталоге четко говорится, что парчовые костюмы с XVIII в. из гардероба знати (бояр и т.п.) переходят по социальной лестнице вниз, к купцам, богатым мещанам и крестьянам. Дворянство после петровских реформ оделось в европейское платье и не изменяло ему, отголоски русской национальной моды были только в придворном платье - но здесь оно, конечно, не представлено. На выставке, к сожалению, отсутствовал хороший изобразительный ряд, но в каталоге есть несколько портретов купчих конца XVIII - сер. XIX века в аналогичных нарядах. Так что я думаю, что эти костюмы принадлежали богатым крестьянским или купеческим семьям. Мы вообще очень плохо представляем себе финансовые возможности даже крепостных крестьян. Я сейчас читаю Лотмана, так у него есть упоминание (со ссылкой на мемуары одного крестьянина - представь себе, даже крестьяне оставляли воспоминания! если мне не изменяет память, даже выходил сборник крестьянских мемуаров), как у одного помещика богатые крестьяне пытались семьями и поодиночке выкупиться из неволи за огромные деньги - 160 тысяч (!!!) рублей за семью в 9-10 человек, за одного ребенка крестьяне предлагали по 10 тысяч, но помещик из злобы и властолюбия отказывался от этих астрономических даже для него сумм. Конечно, это не частый случай, но если бы их совсем не было, было бы непонятно, почему у крестьян бытовали такие роскошные даже по нашим временам наряды. На той же глазуновской выставке костюмы ведь крестьянско-купеческие - это были регионы с богатой торговлей, развитыми промыслами, это описано в литературе.
И еще: словами вроде ярга и сряда лучше не злоупотреблять, дабы не поставить себя вне научного подхода. Я после экскурсий специально обсуждала этот момент с музейными сотрудниками и поняла, что эти вещи вне официального, научного изучения и лежат на совести авторов-изобретателей. Вообще тут много можно сказать на эту тему, но боюсь уйти сильно в сторону, если надо - можем обсудить на двоих :)
Вырезы мне тоже нравятся, но более эффектные я увидела на той паршивенькой выставке в Измайлово - очень необычные фигуры из вырезов сделаны на подзоре. Вообще соглашусь, что мы очень мало знаем о той жизни. И чем больше узнаешь, тем больше вопросов и непонимания... После бесед с сотрудниками поняла, что и они, к сожалению, далеко не на все вопросы имеют ответы, а на многие вопросы ответы не стоит и искать - т.к. бездоказательно, никакими источниками не фиксируется.
Вообще никакие фото не передают живой красоты. Даже каталог, отснятый лучшей техникой при идеальном освещении, меркнет по сравнению с реальностью. Ну а в Коломенском у меня, что называется, дыхание сперло... Чудо как оно есть, и языка не хватает для его описания.
)) Ника!!!! Я так рада тебе))) Сама по сотне раз пересматриваю фото, все же хорошая выставка, хотя и огрехами.
УдалитьПро цвет охотно верю, когда пользуешься натуральными красителями, оттенки могут быть самые разные. Немного не в тему, но когда я несколько раз пыталась покраситься в жгучую брюнетку, после второго смыва оставался почему то красный оттенок))) Я думаю, что темно синий умели получать, те же северные сарафаны зачастую синего цвета, а они были из домоткани, значит и красились самостоятельно. И старообрядческий сарафан на выставке- синий.
Про городскую моду говорила девочка-экскурсовод. Но четко, что вот этот костюм принадлежал высшей знати не упоминала. Только про патриотические настроения во времена войны с Наполеоном. Но и раньше Екатерина пыталась русский костюм, хоть и прилично измененный, внедрить среди придворных. Правда не очень успешно. Я вот сомневаюсь, что именно эти костюмы принадлежали знати, и вообще были городскими - они не декольтированы, а на портретах городских жительниц это обычное явление.
О мемуарах крестьян я не знала, поищу - очень любопытно почитать! Даже глядя на богатую вышивкой и украшениями одежду крестьян ясно, что не могли столько времени и сил уделять нарядам люди, стоящие на грани выживания, как почему то отложилась у меня после школьной программы.
Про яргу, ну ты знаешь, это я от Кутенкова взяла, а сряда говорит Глебушкин, объясняя что так говорили в его местности. Небольшой спор даже возник в любимой группе, видела? https://vk.com/trad_costume?w=wall-4367359_12068 потому и решила все же так написать здесь. Жаль, нам остается исследовать лишь тот этнографический материал, который был собран много лет назад и оказался доступен. Всегда завидовала людям, которые ездят по деревням и общаются со стариками, слушают их рассказы. Когда была маленькая, очень любила бабушку слушать, но она больше рассказывала о том как на Сахалин ездили, а потом обратно в деревню вернулись.
В Коломенском они замечательно сделали - даже запах был деревенского дома, а музыка... Жаль нам на поезд надо было, иначе обязательно посидели бы. Единственное, не подписано происхождение экспонатов. Это было очень обидно.
Каюсь, не права. Пересмотрела еще раз портреты - или одежда у купчих под горло, или сверху платочек накинут. Так что про декольте погорячилась)
УдалитьЯ посмотрела видео с Глебушкиным и слышала там это слово. Все же остаюсь при мнении, что это какое-то узкорегиональное (он говорит, что это в нескольких деревнях употреблялось). Это как с конурами вышло - какой-то этнограф в экспедиции записал местное звукоискажение от коруны (короны) - а потом пошло-поехало в научный оборот без всяких пояснений, что и откуда, теперь дикая путаница. А еще есть такой момент (и он отразился в приведенной тобой дискуссии по поводу терминологии, видно по именам участников): сейчас все, что связано с язычеством, славянством, традициями, стало ареной борьбы между наукой и адептами псевдознаний и новых религиозных движений. Куча всяких безумных групп, клубов, сообществ неоязычников, "родноверов" и прочих "детей Сварога", которые заполонили все интернет-пространство. Если ты видишь в каких-то рукодельных сообществах попытки "расшифровки" славянских оберегов - то к гадалке не ходи, опять эти безумцы активизировались и засоряют информационную среду. Если хочешь, чтобы тебя приглашали сотрудничать с официальными научными организациями (а у любого человека, осваивающего старинные технологии, есть эти шансы), то надо четко понимать критерии работы - никакой псевдонаучной мути, никаких домыслов, не опирающихся на источники. Тут надо смириться с тем, что мы никогда не сможем ничего расшифровать в смысле семантики. Кураторы выставки говорили, что сейчас стараются отходить даже от трактовок Рыбакова!! Давать не так прямолинейно. Думаю, все уже поняли, что научные идеи часто дают жизнь политическим - Рыбаков против своей воли стал родоначальником неоязычников-националистов, поэтому сейчас в музейных кругах этого боятся и сторонятся.
УдалитьПро крестьянские мемуары самой любопытно, хотя более чем уверена, что ничего ожидаемого (про быт, костюмы и т.п.) там не будет, а будет неожиданное (типа вот таких историй с попытками крестьян-миллионщиков выкупиться из рабства). Дело в том, что описание крестьянами своего быта и описание человеком из другого социального слоя отличаются, как взгляд изнутри и снаружи. Изнутри многое привычно, рутинно, взгляд за это не цепляется - а достойным упоминания кажется только что-то из ряда вон выходящее (вот как твоя бабушка ездила на Сахалин, край земли - для нее это было событие всей жизни). Этнограф же, как иностранец, замечает все для себя непривычное. Кстати, знаешь, кто в XIX веке оставил самое подробное, детальное описание традиционного крестьянского свадебного обряда у русских? Вовсе не дворяне, не ученые-этнографы, а японцы! Потому что для них всё было в диковинку, включая "висячее изображение Будды", как они обозвали наши иконы :)
А музыку в Коломенском не записали? Мне поздно пришла в голову эта мысль, сейчас жалею.
С Рыбаковым ты меня потрясла! Я планировала почитать его. А на какие источники опирается сейчас наша наука??? Мда... про Жарникову тем более наверно вспоминать не стоит.
УдалитьВсякие обереги с описаниями и меня в ступор вгоняют, Марианна с ними тоже кстати борется. Надо наверно ее статьи в блоге иногда показывать, хотя кто их вышивает кажется и задумываться не хочет, просто сувенир в подарок делают(((
Не, музыку не записали. Надо попробовать в музей обратиться. Сама жалею, надо было не спешить, но приспичило ж музей деревянного щодчества увидеть, так и до него в итоге не дошли, вышли из ворот на берег и муж встал, как вкопаный.