четверг, 16 июня 2016 г.

Этнографический музей. Второе прочтение. Часть 3. Косой крест

Смотрю на Сашу, которая по два поста в день пишет о пребывании в Петербурге и стыдно становится, не могу собраться с мыслями и написать один, последний пост про Этнографический музей. А ведь еще хотела поделиться нашими прогулками... Беру себя в руки и рассказываю сегодня о столь привычном нам косом кресте в коллекции РЭМ.


В прошлый свой визит, обратила внимание на сценку сватовства, в которой представлены костюмы разных коренных народов Ленинградской области. Самый колоритный костюм матери-невесты.
Любовалась им и в этот раз, и с помощью объектива рассмотрела наконец вышивку. Оказался косой крест!
 Но вставка швом "росписью", кстати очень любимым в этих местах, тоже есть


 И куколка тоже с фартучком вышитым крестиком
Вот в полотенчике использовано несколько техник и, я не перестаю восхищаться, как они сочетаются вместе! Тут и крест, и счетная гладь, и шов "роспись". Сказочная красота!
 
Много креста в костюмах украинцев. Фото с телефона, вполне можно оценить объем работы. У мужского костюма очень красивый воротник-стоечка и горловина
Здесь потрясающая, вышивка рукавов на женской рубахе. Узоры явно старинные
 У этого женского наряда вышивка так же выполнена крестом, но у рубахи узор определенно старинный, а вот на головном уборе, конец которого виден на фото, узоры "мыльные".
Кстати, у малороссов большой популярностью пользовались такие техники, как счетная гладь и вырезы.
Очень красиво вышита белым по белому горловина мужской сорочки. Сочетание счетной глади и вырезов. Марианна называет хардангер двоюродным братом вырезывания)
На рукавах женской рубахи разноцветная и белая счетная гладь, и небольшая вставка цветной перевити и, кажется, еще мережка. Вот какая прекрасная фантазия была у мастеров)
Молдоване тоже использовали косой крест. У мужской рубахи им вышит воротник стоечка. Вот что за вышивка на груди, я не поняла. Похоже на ришелье, но не оно. Может кто то подскажет? Фото довольно четкое
Вот и богато вышитые крестом рукава и у русских. Если правильно помню, брянская губерния
Очень неожиданно было увидеть вышитым наряд....земледельца, армяне. Еще один камень в огород РЭМа хочется кинуть. Это он в таком виде пахать ходил? или по праздникам все таки одевал? ну хотя бы какая информация!
Кстати, не скажу точно, что это крест. Южане большие любители гобеленового шва. Но все же предлагаю оценить наряд
 Штаны - счетная гладь. Может еще что, но рассмотреть не удалось((
Косой крест есть даже на тюбетейке
На временной выставке "Сто одежек, сто застежек" был крест.На головном уборе грузинки! Довольно мелкий, ниточка похожа на шерстяную. Смотрится очень красиво!
Напоследок покажу полотенце вышитое крестом с выставки "чай-кофе". Специально для тех, кто говорит что обязательно должна быть идеальная изнанка и никаких узелков. История и наследие предков опровергает это) Никакого смысла ни в ИИ, ни в узелки не закладывалось))

На этом про вышивку в РЭМе все. Надеюсь, еще схожу, подробнее и снова буду рассказывать об удивительном и восхитительном




19 комментариев:

  1. Да, вышивки там море!!! Потому что история человечества и вышивка неразделимы)))

    офф, Саша просто поняла, что если сейчас не напишет, то потом все "утонет" в дачных новостях)) о белках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша)) а я вышивать не могу! Понимаю, что если не обработаю - забуду! и ведь про черкесов забыла, уже после публикации дописывала)
      Очень жду про господин Великий Новгород!!! А утром буду за чашкой кофе любоваться Фаберже)

      Удалить
  2. Спасибо) за такие детали и подробности. Изнанка порадовала) у меня идеальная не получается, правда я не особо стараюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пожалуйста))) конечно, с идеальной изнанкой вещи, особенно полотенца и скатерти, выглядят симпатичнее, но сакрального смысла оно лишено) мне тоже это приносит облегчение))) главное чтобы было аккуратно!

      Удалить
  3. "Похоже на ришелье, но не оно. Может кто то подскажет?"
    Это английская гладь.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Аня! Наконец-то прочла спокойно. Пробегая с тобой по залам, удивилась, что некоторые манекены с лицами (причем харАктерными :)), а другие - с пустыми болванками вместо голов.

    Куколку со свадьбы помню, экскурсовод говорила, что это не игрушка, а обережная кукла, которая символизировала духов предков и должна была охранять и защищать. Как в сказке про Василису, которая осталась без матери и кормила подаренных маменькой куколок, которые ее выручали из беды. Может, отсюда современный обычай дарить на свадьбу в том числе и куклы? - просто уже такого сакрального значения никто не вкладывает.

    Изнанка - да, это интересный вопрос. Вот сколько смотрю старинные сэмплеры - везде ужасная по нынешним понятиям изнанка, огромные протяжки, даже на светлом льне яркими или темными нитками, хвосты оставлены огромные, со временем они лохматятся и путаются... Обратила внимание, что многие сэмплеры вышиты техникой одинарных крестиков (когда полный крестик сразу делается, а не половинками), причем там ведь нет наших мультиколоров и искусственно "выцветших" ниток. Но, если честно, я списывала это на возраст вышивальщиц - они все мелкие дети 9-13 лет. А вот сейчас задумалась: а может, просто учили так? не обращали внимание на изнанку? или такая небрежность была допустима в быту - а в работе на заказ профессиональных мастериц, в мастерских было как-то по-другому? Жаль, изнанку вообще мало показывают в музеях. А ведь по ней действительно и о технике можно судить, и о мастерстве.

    Еще обратила внимание, что крестиком вышивали довольно толстыми нитками, заполнение очень плотное. Наверное, хлопком? И все же сожалею, что нет никаких схем, снятых с нашей старинной вышивки - по фото самому делать - это долго и муторно, плюс надо продумывать компоновку, это всё как раз дизайнерская работа. Мне хочется взять готовую схему и просто получать удовольствие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста!!!!
      Я тоже обратила внимание на манекены. И в это мое посещение рядом бегала дама с группой, как я поняла сотрудник музея, а может и какой то руководитель, с музейщиками и рассказывала об устройстве музея. Так вот характерные манекены делались специально для РЭМа очень давно. Больше такого нет и вероятно не будет. Хотя мне странно. Ведь есть художники в музее, неужели не отрисовать эскиз и не заказать новое? Все экономят. Поэтому и стоят с русскими костюмами манекены-грабители, с чулком на голове. Опять же, по рассказу дамы, стояла раньше настоящая казахская юрта и посетители часто спрашивают куда она делась - пришлось убрать, потому что мест не хватает. При этом третья часть второго этажа второй год, насколько я могу судить, закрыта на ремонт и собираются закрыть еще отдел с марийцами, чувашами и другими жителями Поволжья. Куда смотрит наше Министерство Культуры? Почему у РЭМа только одно здание? А у того же Русского музея - пять! мраморный дворец вечно полупустой... Те же интуристы туда редко доползают, всем нужен только Михайловский дворец и корпус Бенуа. Ну отдали бы половину здания РЭМу. Обидно, в общем.
      Про куколку я не знала) Буду иметь ввиду, если на свадьбу пригласят) Нам тоже дарили, но кукол жениха и невесту, обычных. Жаль развалились довольно быстро и я их подарила женщине которая кукол коллекционирует.
      Нитки толстые, потому что мулине то не было. Вышивали тем, что напряли и накрасили. Даже цветная перевить порой такая - дырочку не видно. Я стлань пробовала на домоткани, так выдергивала ниточку из холста и ей вышивала. Коренные народы Ленобласти вышивали шерстяными нитками. Но чаще льняными нитками.
      Мне кажется, что у дизайнеров будут юридические проблемы со старинной вышивкой. Одно дело мы копируем выставленные в музее вещи для собственного использования, другое дело они для коммерческой продажи схем. Придумывать что то новое... Для этого надо хорошо знать старое. Мне схемы нужны были для начала, сейчас, когда понимаешь куда иголочке бежать и вообще технику, с фотографии шьется легко. Есть, кстати, узорник Стасова. Там схемы шва "роспись". Я его в продаже на крупе видела, и вконтакте есть альбом со страничками оттуда http://vk.com/album-43930757_209874671, вдруг пригодится.

      Удалить
    2. О, спасибо за дополнительные сведения. Вообще там полезно именно попасть на экскурсию, много нового всплывает. У региональных музейщиков бывает практика в центральных музеях, видимо, это были курсы повышения квалификации.

      Да не только Мраморный дворец, но и Михайловский замок просто пустой. Я там была чуть ли не единственным посетителем - ну может еще человека 4 ползало. Я читала в интервью с бывшим директором этого замка, что она считает проект использования замка под музей провальным, потому что нет концепции, нет наполнения, почти нет исторических интерьеров, ничего не сохранилось, кроме стен. И даже если весь дворец отреставрировать, будет сложно найти обстановку для него. Собственно, с этой проблемой сталкиваются все вновь открытые музеи - стены восстановить можно, роспись плафонов подновить, а экспозиций и подлинной обстановки нет. И никакой хранитель из другого музея не отдаст коллегам хранящиеся у него в фонде ценности, даже если они именно "оттуда". Так что музеефикация всего и вся тоже имеет свои пределы...

      Удалить
    3. Про права - да. Возможно, если бы сами музеи начали шевелиться и сотрудничать с дизайнерами для выпуска таких схем, но это мечты - для начала должен появиться дизайнер, желающий работать с русским материалом. Сами-то музеи слишком неповоротливые организации. Но у дизайнеров ведь пока еще считается "делом чести" без разрешения воровать дизайны с сайтов музеев и делать с них схемы на продажу, я это наблюдала по следам своих музейных постов. Так что увы, верхи не хотят, низы не могут.

      Удалить
    4. Искала, искала фотографии из Михайловского замка и не нашла. Даже вспомнить не могу, когда мы там были. Помню только что была зима, и по такой красивой лестница, как Саша в прошлом году показывала фото, мы не ходили. Правда людей было много, ну на то и новогодние каникулы. Какое то совершенно несчастное место. Эх! Удивляюсь нашим музейщикам, неужели не могут придумать как его использовать интересно. Про фонды ты права, как я понимаю Гатчинский дворец до сих пор не может большую часть вернуть из других музеев.
      Кстати, книгу видела. Надо будет купить.
      Музеи просто не судятся с нечистоплотным дизайнерами. Но, я слышала, что права на использование продают. Так что было бы желание, не думаю что РЭМ откажется. Однако экономической выгоды тут нет. Посмотри, сколько отзывов у меня на вышивку крестика, особенно иностранного, и сколько на традиционную вышивку. Покупателей таких схем будет очень мало, к тому же найдутся Робин Гуды, которые обязательно отсканируют и выложат в сеть. Куда ни кинь, всюду клин((

      Удалить
    5. Кстати, про рыбью кожу - http://neugomongalchonok.blogspot.ru/2015/09/blog-post.html

      Удалить
    6. Спасибо, классный пост! Костюмы - точно как из книг Павлишина, ну так он их и зарисовывал.
      Я думала, выражение "(куртка) на рыбьем меху" - это хохма, а тут реально воротник такой!! Не понимаю технологию, неужели рыбья кожа не воняет? Надо будет присмотреться на выставке :)

      Михайловский можно использовать либо под временные выставки (что и делает Русский музей), либо под экспозицию о последних годах жизни Павла и его убийстве, либо дополнительно выставка о работе Инженерного училища в стенах замка (как царский дворец его больше не использовали). Но в обоих случаях, как я понимаю, просто не хватает наполнения, плюс уже есть два музейных объекта, заточенных под павловский период - собственно Павловск и Гатчина (хотя на мой вкус, Гатчину вполне можно было профилировать и как музей о жизни Александра III, ведь он там жил с семьей безвыездно после убийства террористами его отца. Но в советские годы Александр III считался реакционером и никого не интересовал, поэтому в Питере практически нет музеев, посвященных ему - ну кроме нескольких комнат в Коттедже в Александрии, где восстановлена обстановка времен Марии Федоровны. Но Коттедж - это памятник Николаю I, поэтому и эти комнаты там как бы не к месту, не основные). Так что всё очень сложно.

      Покупатели появятся, если создать моду :) Спасибо, что ты тоже начинаешь раскачивать наше стоячее болото. Лет через несколько, надеюсь, будут и первые результаты, поживем-увидим ))

      Удалить
    7. Точно, Александр III тоже жил в Гатчине! У меня из головы вылетело. Тем более, что во дворце из упоминаний о нем, только портрет. Да, это было бы интересно. Своя изюминка.
      Я стараюсь раскачивать, но даже по тем людям которые начинали ходить на занятия и отвались могу сказать, что в основном их интересуют обереги, семантика. Думаю, что сделай курс - 15 самый сильных оберегов и соберешь на него стадион. Марианна как то зачитывала комментарий молодого человека, смысл был такой - все хотят что бы им в объеме пяти смс-ок или двух-трех страниц печатного текста рассказали материал на изучение которого уходят годы и приходится читать огромное количество книг. Этнография никого не интересует. История тоже. Знаешь, я даже на одежду стала по другому смотреть. Я вижу как она уродует женщин. Беременные в обтяжку ходят - можно увидеть как малыш шевелится. А ведь раньше прятали живот под занавеской или фартуком, оберегали от дурного глаза.

      Удалить
    8. Да, могу себе представить. Да и в популярной вышивке куча народу вышивает ангелочков на беременность, домики - на жилплощадь, машинки - на новое авто. Я и говорю, что язычество из русских людей никуда не делось, магическое мышление в действии :)) И про тексты тоже подтверждаю. Редко кому хватает сил дочитать даже адаптированный и "переваренный" формат. Но с другой стороны - моду на примитивы ведь создали. Сейчас только ленивый их не шьет, а лет 8-10 назад мало кто слышал про такой жанр. Так что популяризация (мода) и изучение (научный интерес) практически не пересекаются. Я думаю, что можно и моду на русское создать, просто у большинства это, как обычно, будет довольно поверхностное увлечение, без специального погружения в материал. Здесь, конечно, есть риск появления всякой попсятины - "хохломы" и "матрешек" вместо настоящей старины. Но с примитивом на Западе та же проблема - масса дизайнеров в поисках легкого заработка упрощает этот стиль до полной безвкусицы и в прямом смысле примитивщины. Наверное, это неизбежно.
      С одеждой настоящая беда. Все сексуализируется, все заточено только на эксплуатацию инстинктов и получение быстрых денег. Я с огромным трудом нашла себе единственные необтягивающие брюки на лето - везде в магазинах висят одни скинни, притом с каждым годом их модели все больше напоминают колготки :))))

      Удалить
    9. Я купила аутлете в Хельсинки обалденные джинсы! они не садятся при стирке, в поясе не давят, длинные, достаточно широкие. И за полгода не протерлись. Довольна вдрызг! Колготки да, видела)) смешно! а джинсы в дырочках из которых как тесто телеса вываливаются.. и колбаской обтянутые бока... Хоть на улицу не выходи летом.
      Слушай, залезла на сайт ГИМа и нашла коллекцию он-лайн http://213.85.18.114/iss2/items?sa-fund=22 там такая цветная перевить!!!!! сумасшедшей красоты и объема! жаль не скачать фотографии, но увеличение отличное!

      Удалить
    10. Ника!!!! Каталог выставки выпустили)) 2300....

      Удалить
    11. *я хренею, дорогая редакция...*
      ну ты же понимаешь, что тут без вариантов, надо брать? может, в следующий раз они откроют свои закрома через 100 лет - я стока не проживу ))) и обложка жутковатая... почему сиреневый костюм? не русский, видимо? почему не русский на обложку? одни вопросы. ну ладно, полистаем, приценимся... на след. неделе точно не выберусь, дел полно и погодка шепчет "сиди дома, а то тепловой удар схлопочешь". завтра +31 будет.

      Удалить
    12. Я мужу закинула удочку насчет каталога, но пока отказал... Ничего.. У меня еще день рождения в августе))) Ну чем не подарок!
      Сиреневый костюма да, странно смотрится, но я буквально на днях видела старую запись, 1980 года на которой жители с.Чернуха Горьковской обл. показывают хоровод. Наряды обалдеть, там золотного шитья как на витязе доспехов. Видно что очень старинные. И вот рубахи на некоторых женщинах были лилового цвета. Вот посмотришь потом на выставке, чей же это костюм на обложке) Мне вот очень хочется воронежскую рубаху красного цвета увидеть! В музеях только белые. Я когда Марианне рассказала что были с точно такой же черной вышивкой но красные, она очень удивилась.

      Удалить